Ваша корзина пуста
серии
Теги

Между Воркутой и Нью-Йорком. Архитектор Олтаржевский проектировал и американские, и советские небоскребы

 Ольга Никологорская. Олтаржевский. – М.: Молодая гвардия, Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2013. – 224 с. (ЖЗЛ).

С одной стороны, Вячеслав Олтаржевский – один из многих известных и талантливых архитекторов, работавших в нашей стране в начале и середине ХХ века. Он спроектировал (индивидуально или в соавторстве) такие известные столичные здания, как Киевский вокзал, Купеческий клуб, Даниловский универмаг, гостиница «Украина»; разработал планы двух всесоюзных сельскохозяйственных выставок – 1923 и 1939 годов… Строил памятники, вокзалы и гостиницы в разных городах СССР… Был удостоен всевозможных званий и регалий… Но при этом были в жизни Олтаржевского этапы, известные не слишком широко. Об этом без умолчаний рассказано в первой подробной биографии архитектора.

Прежде всего это был единственный из советских зодчих, долго и плодотворно работавший в Америке. В 1924 году Олтаржевский отправился в командировку в США знакомиться с новейшими строительными технологиями. Однако выяснилось, что его российский дореволюционный диплом за океаном недействителен. 44-летнему архитектору пришлось поступить в Нью-Йоркский университет и окончить его экстерном. А пока шла учеба, он работал на американских стройках бригадиром и прорабом, благо язык знал еще с гимназических времен. В общем, перенимал иностранный опыт на всех уровнях. Позже Олтаржевский преподавал архитектуру в Колумбийском университете, получил там звание профессора. Он проектировал в США высотные здания, курорты, отели, виллы. Выпустил альбом карандашных рисунков об американских городах «Современный Вавилон», где продемонстрировал незаурядный талант художника. Технологию высотного домостроения за время командировки он освоил в совершенстве. Это ему позже пригодилось на родине.

Но для начала родина, куда он вернулся в 1935-м, направила его на «сельскохозяйственный фронт» – проектировать ансамбль ВСХВ, ныне ВВЦ. Именно Олтаржевский, будучи главным архитектором выставки, настоял на том, что этот комплекс должен разместиться в Останкине. При выборе места он учитывал многие факторы – ландшафт, качество почвы, розу ветров, наличие водоемов. Ведь здесь должны размещаться не только павильоны-дворцы первоклассной архитектуры, но и образцово-показательные сады, животноводческие фермы, поля с рисом и хлопком. В общем, настоящий рай в отдельно взятом московском районе. Составленный Олтаржевским план выставки в подкорректированном виде был воплощен в реальность… другими архитекторами. Сам же Вячеслав Константинович в день торжественного открытия ВСХВ находился вдали от столицы, в Воркуте. Там он в должности опять-таки главного архитектора проектировал рабочие бараки, дома лагерного начальства, шахты. Тоже работал по специальности – правда, не по доброй воле. В 1938 году его арестовали и приговорили к 15 годам лагерей. Жил 12 лет в Америке – значит, шпион! Он оказался, пожалуй, единственным из крупных советских архитекторов, кто был репрессирован и отправлен в ГУЛАГ.

Но освободили Олтаржевского досрочно, уже через пять лет, когда наметился перелом в войне: в письме Сталину он напомнил о своих навыках высотного строительства, приобретенных в США. По версии автора книги Ольги Никологорской, именно на эту часть письма отреагировал вождь народов – ему очень хотелось после войны утереть нос Западу, выстроив в Москве созвездие небоскребов. Почти американских, но «с русской душой». За это дело и взялся Олтаржевский: как считает биограф, он был куратором высотного проекта, создал прототип «сталинского небоскреба», который потом варьировали другие архитекторы 40-х и 50-х годов. Сам Олтаржевский проектировал гостиницу «Украина» (в соавторстве с Алексеем Мордвиновым, классиком сталинского ампира, автором застройки улицы Горького) и параллельно участвовал в работе над восьмой, самой грандиозной высоткой Москвы. Но этот дом в Зарядье так и не построили. Как и Дворец Советов, проект которого в 50-е годы предлагал на конкурс Олтаржевский.

Одной из последних работ мастера стал памятник на Бородинском поле, установленный к 150-летию знаменитого сражения. В ту же пору он выполнил проекты реконструкции ЦУМа и ресторана «Прага». Умер архитектор в 1966 году.