Милый школьник на престоле
Человек, принимавший отречение у Николая II — член Временного комитета Государственной думы Василий Шульгин, так сказал об императоре: «Этот несчастный государь был рожден на ступенях трона, но не для трона».
В представлении некоторых современных монархистов Николай II, безусловно, отвечал всем тем требованиям, которые предъявляются царю традицией. Православный, верующий, любящий церковь, он был (или стремился быть) «белым царем» для своих подданных (то есть царем для всех, вне зависимости от вероисповедания или национальной принадлежности), старался играть роль, которая ему поручена судьбой, по возможности честно.
Но к исполнению своих обязанностей он относился, как дисциплинированный школьник к урокам. После занятий хочется пойти погулять. В случае царя — покататься на автомобиле, пофотографировать, побродить по парку, пообщаться с семьей… Не все могут быть такими жесткими, сильными и цельными любителями власти, как, например, Николай I. Его правнук больше любил частную жизнь.
Николай II был воспитан обер-прокурором Синода Константином Победоносцевым в убеждении, что самодержец получает власть Божьей милостью своих предков, что он, по существу, отвечает перед Богом и больше ни перед кем.
Император полагал, что ответственность за судьбу страны несет только он, и он должен передать власть наследнику в той же полноте, в какой он ее сам получил. Он не мог решиться на ограничения самодержавия, поскольку это означало, что он поступился собственными принципами. С этим связано его нежелание идти по конституционному пути, его стремление остановить развитие русского парламентаризма.
Еще накануне Первой мировой войны император думал о том, чтобы «отыграть» обратно дарованное им право Думе быть законодательной, а не законосовещательной палатой.
Возможно, в действиях императора, не желавшего глобальных изменений, была логика. Он не хотел двигать мебель в накренившемся и без того доме. Самодержавие находилось в системном кризисе, осложненном разного рода социально-психологическими коллизиями. А многие болезни не удается вылечить терапевтически — даже если диагностировать их сумели вовремя.