На фоне Окуджавы
В серии «Жизнь замечательных людей» выходит биография Булата Окуджавы, написанная Дмитрием Быковым. Затея с биографией Окуджавы любому, кроме Дмитрия Быкова, должна, конечно, представляться нелепой. В самом деле, чего мы не знаем об Окуджаве такого, без чего нельзя любить его песни? Что родители были правоверными коммунистами, отца расстреляли, а мать дважды сидела — об этом в окуджавской автобиографической прозе сказано исчерпывающе. Что был горд, влюбчив, сентиментален, друзей обожал, а на агрессию чужаков реагировал, как учили в арбатских дворах,- помилуйте, тут и без биографов все ясно. Что диссидентов любил, а диссидентство не принимал, что ревновал Галича к аудитории интеллектуалов, что в банкротстве шестидесятников отдавал себе отчет, но говорить об этом в конце жизни считал делом недостойным — вот на эти темы можно, пожалуй, и поподробнее. Но как раз здесь Быков на удивление немногословен.
Сам Дмитрий Быков, разумеется, прекрасно понимает, какие неудобства создает его герой для биографа. И с первых страниц признается, что Окуджава не самый типичный случай для поэта. В его стихах, а уж в песнях и подавно мало личной конкретики, потому что занят их автор совсем другим: он сознательно создает такую полую конструкцию, в которую мог бы вписать себя любой слушатель. «Я в синий троллейбус сажусь на ходу», «ах, как помнятся прежние оркестры» и даже «я все равно паду на той, на той единственной гражданской» — именно для того, чтобы мы все могли повторять это «я», за ним не должно стоять ничего личного.
Для этого Дмитрию Быкову
Центральным персонажем дело, понятно, не ограничивается. Для любого современника Окуджавы у Быкова наготове подходящая роль в