Ваша корзина пуста
серии
Теги

Неканонический Поляков

Признаюсь, этот тысячестраничный «кирпич» открывал с большим сомнением — смогу ли до конца осилить?
Все-таки это не авантюрный роман про мушкетеров или графа Монте-Кристо, а книга про нашего современника, который не только у всех на слуху, но еще и у всех на виду, поскольку он с завидной для иных политиков регулярностью появляется в телевизоре, столь часто им же проклинаемым.


Он не входит ни в какие «тусовки», если только этот термин применим к литературным кругам, где что ни писатель, то пуп земли.
И в то же время он один из самых многотиражных в наше малотиражное время писателей, самый успешный из немногочисленной поросли современных драматургов, где смотрится как белый гриб среди поганок, а еще он замечательный публицист, который плевать хотел на всякие новомодные тренды и мейнстримы нынешней артистической, да подчас и политической, элиты. Что же до олигархов, то «любит» он их до зубовного скрежета.
Я не на йоту не сомневался в том, что для первого выпуска (тома) дочерней серии ЖЗЛ «Современные классики» издатели «Молодой гвардии» выберут Юрия Полякова. Поскольку знаменитым на всю огромную страну под названием СССР он проснулся после публикации в молодогвардейском журнале «Юность» почти крамольной по тем временам повести «ЧП районного масштаба». Да и как само старейшее русское издательство «МГ» наш герой вырос из шинели ВЛКСМ.
Книгу «Юрий Поляков» написала редактор многих его повестей и романов, изданных в «МГ», Ольга Ярикова, хотя в данном случае дефиниция «написала» не совсем верна. Ярикова скорее «сложила» этот «кирпич» неоконченной летописи трудов и дней Юрия Полякова из творческих чемоданов своего героя: прозы, публицистики, драматургии и даже поэзии, с которой молодой автор брал на абордаж Союз Писателей (тогда Советский).
Уверен, что Поляков трепетно относящийся к своему творчеству, которое он не измеряет медяками и «бакинскими рублями», приложил руку мастера к этому толстенному тому. Потому и читается он как авантюрный роман про мушкетеров или графа Монте-Кристо, хотя это биографическая книга про нашего современника.
К сожалению, местами книга перегружена протокольным перечислением имен и званий персон, присутствующих на презентациях книг и премьерах пьес Юрия Полякова. Но эти страницы можно благополучно пропустить. И без них Полякова не убудет.
Успех той или иной книги зависит во многом не столько от героя, сколько от автора. В данном случае канон сломан. Потому что книга скроена (сложена) из самого Полякова, а также из многоголосого «и это все о нем».
Не стану писать о композиции книги, которая тоже ломает привычные «жэзээловские» каноны: «родился, учился, женился, боролся, побеждал…». Для Полякова это не подходит. Хотя есть в книге и детство, и отрочество, и юность и все остальное. Только все это перетасовано, перемешано в смятении эпохи перемен, когда рушились одни литературные кумиры, а их пьедесталы занимали иные лжекумиры.
И на этом литературном балу у Сатаны неожиданно появился российский Рабле, он же Гоголь, он же Достоевский, он же Булгаков, если рассматривать романы Полякова с точки зрения мудрого Михаила Михайловича Бахтина с его «теорией карнавала».
Поляков прекрасно знает труды Бахтина. Хотя «смеховых элементов» в его публицистике не очень, зато этого раблезианского смеха с лихвой в его романах, повестях и пьесах.
Правда не всем этот смех, как и публицистика Полякова, по душе. Но оставим брезгливые стенания эстетствующей яйцеголовой критике. Поляков плоть от плоти народной смеховой культуры. Потому и многотиражен. Потому и успешен на театральных подмостках.
Но он умеет не только смеяться. Поляков — многолетний и стойкий боец со «свинцовыми мерзостями» современного масскульта.
Он не боится быть белой вороной, скорее гордится своим донкихотством. Потому что он не «гражданин-поэт», а именно Поэт и Гражданин.