Обзор музыкальных событий в литературе от 23.02.2015
Обзор музыкальных событий в литературе от 23.02
(о книге: Виталий Калгин «Виктор Цой». – Молодая гвардия, 2015
(серия «ЖЗЛ: Малая серия»)
В этом году исполнится двадцать пять лет, с тех пор как с нами нет Виктора Цоя. Примерно столько же, сколько лет мне, представителю последнего поколения рождённого в СССР. Не знаю, может быть, это заслуга воспитания или информационной среды, в которой я рос, но ещё в глубоком детстве, когда речь заходила о группе «Кино», я, если не осознавал, то чувствовал, что говорят о важном феномене.
Я «застал», если можно так выразиться, последнюю, звёздную веху в истории этой группы, но сознательное осмысление творчества Цоя, началось лет в двенадцать, когда я впервые увидел фильм «Игла» и купил свою первую кассету – сборник «История этого мира», выпущенный, как сейчас помню, студией «Gala records». Большая часть песен на нём была из этого самого «звёздного» периода («Группа крови», «Звезда по имени солнце»), которому до сих пор уделяется столь гипертрофированно пристальное внимание, отчего и получаются разного рода искажения, мифотворчество, обожествление, а то и очернение фигуры Виктора Робертовича, к чему сам он никакого отношения не имеет.
О лидере группы, да и о самой группе, написано немало. И новость о выходе в свет биографии Виктора Цоя в серии ЖЗЛ, некоторыми моими знакомыми была воспринята скептически, дескать - «ну что там можно ещё написать», «всё уже рассказано неоднократно», «почва выработанная», «лучше о ком-нибудь менее известном» и т. д.
Так-то оно так, но если копнуть глубже, то окажется, что биографы и мемуаристы Цоя писали всё больше о себе, о том, что их интересует, волнует, кажется важным, не стремясь особо к мало-мальской объективности. Кто-то предавался ностальгии, кто-то подвергал критике поздний, стадионный период жизни группы «Кино» и самого «звёздного» Цоя, кликушествуя о том, что тот «продался», а кто-то и вовсе зачем-то извлекал на свет божий подробности личной жизни родителей Виктора Робертовича и самого его, к музыке отношения не имеющих.
Что же до статей, то было вылито столько бреда, что родственники, близкие и коллеги музыканта совершенно разочаровались в журналистской братии.
И тут должен был прийти человек со стороны, не развращённый борзописной средой.
И им стал Виталий Калгин, юрист и большой поклонник группы «Кино».
Виталию Калгину, автору этой книги, самому было девять лет в 1990-м году. Спустя двадцать лет ему пришла идея написать труд, посвященный группе «Кино» и о Цое. И это, могу предположить, могло быть вызвано именно неудовлетворенностью всеми имеющимися на тот момент книгами, посвященными этой теме.
В ходе поисков, трудов и преодоления трудностей, родилось четыре проекта, то есть книги: 1. «Виктор Цой. Герой современного мифа», 2. Виктор Цой Жизнь замечательных людей, 3. Виктор Цой. Песни, стихи и проза (черновики) 4. «КИНОБалтика».
И вышедшая в ЖЗЛ биография – вторая по счету из запланированных, но первая из вышедших в свет.
Чего стоило Виталию (и соратникам) пробить стену отчуждения, выросшую между близкими Цоя и пишущей братией – он может лучше меня рассказать. О тяжбах с «Moroz records», узурпировавших права на творческое наследие Цоя – тоже история не из самых приятных.
Здесь как нельзя лучше подходит заезженная строчка Ахматовой о стихах, возникающих из сора.
Что до поэтических вольностей, то как раз их в книге и не столь много. Это добросовестный, трезвый, максимально возможный в плане объективности труд.
Пятьдесят процентов источников – существовавшие доселе публикации, пятьдесят – эксклюзивные интервью, взятые Виталием у многочисленных респондентов.
Как говорит он сам – «книга предназначена в первую очередь не поклонникам, а более широкому кругу». Говорится в том смысле, что поклонники многое из написанного уже знают, хотя он и делает оговорку, что они почерпнут из книги кое-что интересное для себя.
Можно долго говорить о плюсах и минусах книги. Но мне кажется – важен сам факт выхода биографии представителя российской рок-сцены в серии ЖЗЛ. По сути – это прецедент, по-крайней мере в истории российской рок-музыки. Alea jacta est! Феномен «Кино» вошёл в более широкий контекст, чем музыкальная контркультура. И это намного значительнее чем если бы Виктора Цоя включили в никому не нужный местечковой «зал рок-н-ролльной славы». Такой чести из мировых рок звёзд удостоился ещё Джон Леннон и, возможно, ещё кто-нибудь, но их по пальцам одной руки пересчитать.
Теперь лидер группы «Кино» в одном ряду с Коперником, Аттилой, Марксом, Гагариным и многими другими, заставившими планету вращаться иначе. А это дорогого стоит.
Как говорит сам автор: «Осенью 2010 года мне в голову пришла идея сделать что-то своё в память о лидере «Кино». Разумеется, это было отнюдь не спонтанное решение имеющее под собой жажду наживы, лёгкой славы либо иные корыстные цели… Это был сложный и нелёгкий шаг вперёд, решиться на который было довольно сложно…». И этим всё сказано, ведь как пел Цой: «Ведь всё, что мне нужно – это несколько слов и место для шага вперёд». "