Ваша корзина пуста
серии
Теги

Огюст Роден, или Вечная любовь

 Кто не знает знаменитого «Мыслителя» Родена? Эта хрестоматийная скульптура украсила обложки сотни книг с собранием мудрых мыслей великих людей. Кто – то скажет, - примитивно! И будет прав. «Мыслитель» лишь деталь с несостоявшихся «Врат ада», которые были заказаны Родену для монументальной бронзовой двери Музея декоративного искусства.
В 1880 году скульптор приступил к выполнению государственного заказа, но спустя многие годы, получив мировую известность, он вернул заказчикам тридцать тысяч франков, так и не выполнив заказ. Позже он таким же образом вернул аванс, полученный от Общества литераторов на создание памятника Бальзаку.
 

«Бальзака», подвергнутого беспрецедентной критике он оставил у себя. Позднее он завещал скульптуру, как и все другие свои работы, хранившиеся в разных мастерских, Французской Республике.
 

У Дэвида Вайса, написавшего романизированную биографию Родена «Нагим пришел я», больше разного рода историй, чаще любовных. Чего стоит только один любовный роман скульптора с его ученицей Камиллой, прославленный в фильме Брюно Нюйтенна «Камилла Клодель» с обворожительной и непревзойденной в тонком психологизме Изабель Аджани и мастерски исполненной Жераром Депардье кинематографической ипостаси Родена.
 

Но вернемся к истокам творчества Родена, с которых начинает прослеживать жизненный путь этого титана середины 19 –го и начала 20-го столетия историк и искусствовед Бернар Шампиньоль, чья книга «Роден» украсила малую серию «ЖЗЛ».
Читая Шампиньоля, все время ловишь себя на мысли, что хочется провести параллели между Микельанджело и Роденом. Хочется, но…
 

Гомосексуализм титана Возрождения не имел ничего общего с культом женщины, которую Роден исповедал в своей безмерной тяге к прекрасному полу. И дело здесь не в гипертрофированном эротизме скульптора, который был ПОЭТОМ ЛЮБВИ в мраморе и бронзе. Родена можно сравнивать с Овидием с его знаменитыми «Аморес». Это лишь часть жизни великого человека, которого некоторые считают импрессионистом в искусстве скульптуры. Но какая часть!
 

Не будь роденовских «Поцелуя», «Вечной весны» и других скульптур воспевающих любовь, Роден возможно бы остался в истории мировой культуры только из-за одного «Мыслителя», хотя эта скульптура, как уже отмечалось, лишь фрагмент к огромному и незаконченному монументу «Врат ада», навеянному гением Данте. Или из-за трагической композиции «Граждане Кале», или из-за памятников Виктору Гюго и Бальзаку, которые украсили Париж лишь после смерти их создателя.
Все созданное им и собранное им, за исключением работ, исполненных по заказам, или проданного при жизни разным музеям, он оставил Франции.
 

Мне не хочется пересказывать или разбирать по деталям книгу Бернара Шампиньоля, потому что ее нужно просто прочитать, чтобы открыть для себя Огюста Родена, у которого было две страсти - к красоте нагого человеческого тела и непередаваемой гармонии готических соборов, которыми он мог восхищаться бесконечно.
 

Все остальное: его капризы, его слабость к женщинам, его кажущаяся необязательность в исполнении заказов, его показная робость и одновременно умение завязывать приязненные отношения с сильными мира сего, – не перевешивают достоинств этого человека, нагим пришедшего в этот мир и нагим ушедшего.
Потому, что это - Роден!