Олег Борисов, или обреченный на предательство
Книга Александра Горбунова (Александр Горбунов — Олег Борисов. ЖЗЛ. «Молодая гвардия», 2019), построенная на дневниках Олега Борисова, рецензиях театральных критиков и воспоминаниях кинорежиссёров, актёров, друзей, звучит как РЕКВИЕМ по выстроенному неимоверным трудом и терпением гению одного из величайших лицедеев ушедшей эпохи.
Олег Борисов «баловнем судьбы» никогда не был. Три театра, которым он отдал 38 лет своего сжигающего его изнутри актёрского лицедейства в самом высоком смысле этого слова, так и не смогли по достоинству оценить его гений. Оценить смогли лишь немногие коллеги по актерскому цеху, хотя и среди них «доброхотов» было предостаточно.
В киевском Театре русской драмы им. Леси Украинки, на сцене которого он выступал 12 лет, коллеги просто «сожрали» его из зависти к искрометной игре и всенародной любви после фильма «За двумя зайцами».
В лучшем русском театре того времени — ленинградском БДТ был триумф в шекспировской драме «Король Генрих IV» и сотворчество с Львом Додиным на «Кроткой». Было ещё несколько ярких (других у Борисова и быть не могло) ролей. Однако их ничтожно мало для 18 лет службы на товстоноговской сцене. У главрежа были свои актерские пристрастия.
И всего три, точнее две роли («Кроткая» перекочевала вместе с Борисовым и Додиным в Москву из Ленинграда) в ефремовском МХАТе, где от обещаний отказывались столь же легко, как раньше они давались.
Потом был ещё один «звёздный час» на сцене Театра Советской армии. «Павел I» Мережковского — спектакль, построенный исключительно на игре Борисова, фактически сотворенный актером на равных с постановщиком Леонидом Хейфецом.
Борисов — великий актер с трагической судьбой. Обреченный на предательство. Последний раз со стороны Хейфеца, который, зная о болезни Борисова, продолжил ставить «Павла» с Золотухиным.