Оставаться на стороне защиты. (Интервью с Алексеем Варламовым).
«Русский Журнал»: «Мы живем в обществе, где артисты востребованы, а писатели нет», — сказали вы однажды. И еще, что литература сейчас «не только нарушает многие традиционные запреты, говорит о том, о чем говорить прежде не было принято, но все больше и больше всеобщему безумию уподобляется, гоняясь за читателем и превращая его в заложника занимательности». Что же, и впрямь у нашей словесности так плохи дела?
А.В.: У словесности дела складываются
РЖ: Вы всегда оставляете «свет в конце туннеля», хотя сам «туннель» копаете глубоко. Например,
А.В.: Мы хлебнули в ХХ веке столько, сколько не выпало, пожалуй, на долю ни одного народа. Разве что китайского, но они смело перешагнули через сотни миллионов жертв, объявили Мао Цзедуна национальным героем, и устремились в будущее. Мы так не можем, мы обречены смотреть не только вперед, но и оглядываться назад, на тот ад, через который прошел наш народ, и наблюдать за тем, как трудно, болезненно, с какими чудовищными потерями мы из него выходим. Мы много страдали, а страдание не бывает послано просто так, в нем непременно есть смысл. К русской истории, как к никакой другой, применим не только вопрос почему, но и вопрос зачем? Найти на него ответ сложно, но если кто и способен его дать, то именно искусство, и литература, в первую очередь. И она этот ответ дает — Пушкин в «Годунове», Платонов в «Чевенгуре», Солженицын в «Архипелаге Гулаге».
РЖ: Известно, как вы, профессор МГУ, были обеспокоены новыми приемами преподавания и проверки знаний, в частности ЕГЭ. Уменьшилась ли острота проблемы за последний год?
А.В.: Острота проблемы совсем не уменьшилась. Я не понимаю, что происходит в головах людей, которые принимают решение о сокращении преподавания литературы в школе. Как им не страшно за будущее своих детей, страны — эта
РЖ: А может быть, дело не в том, как преподавать литературу, а в том, что при всей пестроте современных персонажей, умный и уважающий себя человек — большая редкость?
А.В.: К школьному преподаванию литературы это не относится, оно должно быть ориентировано на классику. А современная проза? Литературой невозможно управлять, либо
РЖ: Однажды вы признавались, что вам как автору не хватает «нормального православного критика, своего рода духовника для литературы», который бы взял на себя труд читать горы современных произведений и давать им некую оценку с «христианской, миссионерской и пастырской точки зрения». Почему нет таких людей? Может быть они не востребованы обществом?
А.В.: Про духовное сословие хорошо сказал Пушкин в письме к Чаадаеву: «Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу». Я уже не раз замечал, что священники
РЖ: Один очень заметный критик высказался, что тома для серии «ЖЗЛ» вы «гоните» один за другим ради заработка. Он же упрекнул вас в парадности портретов. Насколько объективна подобная оценка?
А.В.: Я не хочу лицемерить и не буду отрицать возможности дополнительного заработка как одного из мотивов своего сотрудничества с серией «ЖЗЛ» (хотя на детективах или «женских романах» можно было бы заработать неизмеримо больше). У меня есть недостаток — я не могу работать медленно. Физически не могу. Это сродни охотничьему азарту — хочется как можно больше и скорее написать. Тем более что материал во всех книгах поразительный, он завораживает, подчиняет себе и, пока не напишешь, пока не освободишься, не можешь спокойно жить. Когда же работа заканчивается, начинает
РЖ: Из всех ваших персонажей серии «ЖЗЛ» больше всего в прессе обсуждался Алексей Толстой. Непростая личность, в которой вы разглядели интересную черту — оправдание государственности. А вам эта черта свойственна?
А.В.: Я симпатизирую идеологии государственничества, но не до такой степени, чтобы оправдать все делающееся от имени или в интересах государства. Мне ближе пушкинская позиция, высказанная в «Медном всаднике». Противоречие между государством и личностью есть неразрешимая трагедия, в которой нет ни правых, ни виноватых. Но задача писателя всегда оставаться на стороне защиты. Чаще личности, но бывает так, что и государства. Государство не может быть самоцелью, оно лишь средство, но очень важное средство, чья слабость в конечном итоге бьет по человеческим судьбам. Мы через это прошли в