Ваша корзина пуста
серии
Теги

Отражение: московские коллекционеры

Наталия Семенова, "Московские коллекционеры"
Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)
Издательство: Молодая гвардия, 2010 г.
Твердый переплет, 440 стр.

С огромным удовольствием прочитала эту книгу. И так увлеклась, что совершенно забыла, что когда-то давно, узнав о трагической судьбе знаменитой Верочки Мамонтовой ("Девочка с персиками" В.Серова), решила специально ничего не читать о судьбах тех, кто позировал знаменитым художникам. А тут получилось все как-то само-собой: узнала много нового, интересного, порой просто невероятного: истории Щукиных и Морозовых читаются на одном дыхании. И даже то, что знала раньше, открывается с совершенно новой стороны.
И, конечно, потрясающие истории картин из знаменитых коллекций С.Щукина и И.Морозова: редко, кто задумывается, посещая Эрмитаж, ГМИ им.Пушкина или Третьяковку, откуда в России картины импрессионистов, например: Моне, Сислей, Дега, Писарро... А Сезанн, Матисс, Ван Гог, Пикассо - не из воздуха они же взялись в музеях страны? И что, вероятно, они должны все-таки принадлежать потомкам коллекционеров...
Постараюсь в Арт-дневнике сделать несколько постов о судьбах коллекций, картинах и художниках, а пока здесь один пост.

Один из моих любимых портретов В.Серова: В.А.Серов, "Мика Морозов" (1901)Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Вот что пишет сам М.М. Морозов:
"Я родился в семье богатых промышленников Морозовых 18 февраля 1897 года по старому стилю. Мой отец, Михаил Абрамович, мало занимался коммерческими делами. Интересы его были в области истории и искусства {Михаил Абрамович кончил филологический факультет Московского университета. Писал под псевдонимом Михаил Юрьев. Им было написано несколько работ по всеобщей истории. Он также был театральным критиком. Скончался в 1903 году в тридцатитрехлетнем возрасте. Бабушка М. М. Морозова - известная общественная деятельница Варвара Алексеевна Морозова, издательница газеты "Русские ведомости". Большую часть своего состояния (паи Тверской мануфактуры) она завещала рабочим этой фабрики.}. В свое время он написал книжку о Карле V. Он собрал большую коллекцию картин, которую моя мать после его смерти пожертвовала в Третьяковскую галерею (ценность дара, если не ошибаюсь, была определена чуть ли не в миллион рублей золотом), а также в ряд провинциальных музеев. Моя мать, Маргарита Кирилловна Морозова, по рождению Мамонтова. Отец ее - племянник Саввы Ивановича Мамонтова, известного мецената оперного театра. Он также двоюродный брат Третьякова, основателя галереи. Моя мать, сейчас в весьма преклонном возрасте, живет в Москве. Она персональная пенсионерка. В свое время она была видной общественной деятельницей, главным образом в области искусства (в частности, была директором Музыкального общества). Сейчас она пишет свои мемуары. Она была близким другом композитора Скрябина и недавно написала о нем статью..." Читать далее: http://az.lib.ru/m/morozow_m_m/text_0300.shtml
 

Рассказ Михаила Михайловича дополняет интересными подробностями в своей книге Н.Ю.Семенова: "... Морозов, вышедший в 20 лет из Михайловского артиллерийского училища прапорщиком. В 1919 году он стал совслужащим. Сначала заведовал отделом информации в Наркомпроде, писал на экономические темы в "Правде" и "Известиях", потом стал давать уроки английского, бывшего для него практически родным. В 1935 году преподаватель Института красной профессуры М.М.Морозов получил звание профессора. Для себя писал стихи, а для театров переводил пьесы Шекспира, поскольку был лучшим в СССР знатоком английского театра..." и "Персональный пенсионер, бывший директор Музыкального общестав Маргарита Кирилловна Морозова пережила Мику на шесть лет..." ("Московские коллекционеры", стр.177-178)
 

И вот еще - сама Маргарита Кирилловна Морозова пишет о своем сыне:
"В моем кратком очерке детских и юношеских лет моего сына мне хотелось выразить то, что меня всегда удивляло: насколько рано в нем обозначился весь его облик и даже его способности. Особенно характерной чертой его всегда была одержимость той мыслью, которая в данное время его захватывала. Однако это сочеталось в нем с исключительным упорством в работе над предметом увлечения. Ко всему, что было вне этого, он был невнимателен и даже рассеян. Всю жизнь помню его сидящим за письменным столом и пишущим. Меня всегда трогало его отношение к работе. Он любил свою работу, был буквально тружеником, который не жалел своих сил. В работе он был строг, добросовестен, никогда не работал поверхностно, а всегда вкладывал всю свою душу и знания. Память у него была очень большая.
Что касается практической жизни, то он в ней часто терялся и бывал даже беспомощен. В жизни, во всех своих привычках и в обстановке, он был до крайности прост и скромен. Он любил жизнь, был очень веселый и живой собеседник, умел талантливо подражать и изображать тех, о ком рассказывал. С большой легкостью и грацией в движениях он импровизировал балетные танцы, несмотря на свою большую и грузную фигуру, чем забавлял и смешил нас. Он очень любил и хорошо читал стихи. Особенно любил он читать лекции и умел зажигать и увлекать слушателей. У молодежи он имел большой успех.
Таким я помню Мику. Мне хотелось бы думать, что таким будут вспоминать его те, кто встречался с ним в жизни и в работе."


Вот такая удивительная судьба у мальчика с портрета В.Серова...

Можно еще добывить, что родная сестра Мики - Мария Михайловна Морозова, в замужестве Фидлер, смогла выехать из России в 1926 году благодаря заграничному паспорту, которых выхлопотал для нее А.С.Енукидзе (в особом представлении, думаю, не нуждается). Он буквально спас ее, за что "она его боготворила." В ее воспоминаниях читаем: "Деточка, обещай мне, что закажешь заупокойную службу по мне, когда услышишь, что меня убили". Далее у Н.Ю.Семеновой: "Десять лет спустя, 16 декабря 1937 года, Мария Морозова-Фидлер играет фортепианный концерт в Берлине. На следующий день муж идет купить газету, чтобы посмотреть отзывы критиков, и первое, что он видит - сообщение о расстреле в Москве А.С.Енукидзе. Молитву за упокой души убиенного Авеля в Русской церкви на Находштрассе прочел отец Иоанн, будущий епископ Сан-Францисский" ("Московские коллекционеры", стр.178).

И еще: Михаил Михайлович в своих воспоминаниях не упоминает о том, что его мать, Маргарита Кирилловна "... в 1910 году шестьдесят картин передала в Третьяковскую галерею сразу, а двадцать три самые любимые оставила себе в пожизненное пользование." Но после того, как в 1918 году особняк реквизировали, "в обмен на десять картин и "Еву" Родена гражданке М.К.Морозовой предоставили две комнаты..." Потом уже пришлось проститься с последними любимыми картинами, исчезнуть из Москвы... Под конец жизни, М.К.Морозову и ее сестру "ожидал царский подарок - комната в новостройке на Ленинских горах..." ("Московские коллекционеры", стр.177)