Печорин -вампир
Ольга Елисеева. Повседневная жизнь русских литературных героев. XVIII — первая треть XIX века. Москва: Молодая гвардия, 2014.
Любая книга, особенно классическая, пережившая не одно столетие, подобна шкатулке с бессчетным множеством потайных отделений. Да вот беда: со временем ключи от большинства из них теряются. Нам остаются сюжет да вневременные смыслы, что тоже немало, но отнюдь не достаточно, чтобы сполна постичь авторский замысел. Приметы эпохи, детали и тончайшие нюансы, столь много сообщавшие первым читателям, для нас умолкают навсегда. Историк Ольга Елисеева берется их «разговорить» и приглашает к практически детективному расследованию, в результате которого хрестоматийные герои — Чацкий и Татьяна Ларина, Печорин и Хлестаков — предстанут в необычном, нам незнакомом, но естественном для своих современников свете.
В самом начале автор оговаривает: повседневная жизнь — это не только «тюрлюрлю атласный» или манера держать подол, перешагивая через лужи. Это сам воздух эпохи, с его убеждениями, привычками и предрассудками. Поймать его «в сачок», разъять на части, примерить к самым громким произведениям конца XVIII — первой трети XIX века и понять, почему герои ведут себя так, а не иначе, — вот та идея, что лежит в фундаменте среднего по объему, но интеллектуально масштабного труда. В его основу легла масса документов, писем, мемуаров. Подняты законодательные акты и царские указы. Ни одного голословного утверждения! И в итоге оказывается, что пьесу «Недоросль» Фонвизина, которую мы держим за бытовую комедию нравов, современники считали «конституцией на подмостках», где главное не сочный язык или живые образы, но «остроты и колкости в адрес правительства, критика императрицы и ее фаворитов, завуалированные намеки на безнравственность двора».
Или вот «Горе от ума». Что видим мы: борьбу старого фамусовского общества со свежими прогрессивными силами. На деле же образованный родовитый Чацкий в бешенстве оттого, что понимает: блестящая будущность, положенная ему по праву происхождения, уплывает от него прямиком в руки куда менее знатных, но выслужившихся скалозубов и совсем уж безродных молчалиных. И это лишь одна из линий сложной многоходовки, в которой возникает целая череда обстоятельств и реальных персонажей во главе с самим Грибоедовым.
Три самые увлекательные главы посвящены «Бедной Лизе» (первой в русской литературе эротической повести, над которой нынче девятиклассники скучают, даже не предполагая, сколько пикантностей проходит перед их сонным взором), «Ревизору» и «Герою нашего времени». Почему Николай I, выйдя с представления пьесы господина Гоголя, воскликнул, что ему больше всех от автора досталось? Да потому что в Хлестакове узнал… себя! А отчего ему так не нравился роман Лермонтова? Просто император был реалистом и в сказки про вампиров не верил. При чем тут вампиры? А вот при том…