Ваша корзина пуста
серии
Теги

Печорин -вампир

Ольга Елисеева. Повседневная жизнь русских литературных ге­роев. XVIII — первая треть XIX века. Москва: Молодая гвардия, 2014.

Любая книга, особенно класси­ческая, пережившая не одно столе­тие, подобна шкатулке с бессчет­ным множеством потайных отделе­ний. Да вот беда: со временем клю­чи от большинства из них теряются. Нам остаются сюжет да вневремен­ные смыслы, что тоже немало, но отнюдь не достаточно, чтобы спол­на постичь авторский замысел. Приметы эпохи, детали и тончайшие нюансы, столь много сообщав­шие первым читателям, для нас умолкают навсегда. Историк Ольга Елисеева берется их «разговорить» и приглашает к практически детек­тивному расследованию, в резуль­тате которого хрестоматийные ге­рои — Чацкий и Татьяна Ларина, Пе­чорин и Хлестаков — предстанут в необычном, нам незнакомом, но ес­тественном для своих современни­ков свете.

В самом начале автор оговарива­ет: повседневная жизнь — это не только «тюрлюрлю атласный» или манера держать подол, перешаги­вая через лужи. Это сам воздух эпо­хи, с его убеждениями, привычками и предрассудками. Поймать его «в сачок», разъять на части, приме­рить к самым громким произведе­ниям конца XVIII — первой трети XIX века и понять, почему герои ведут себя так, а не иначе, — вот та идея, что лежит в фундаменте среднего по объему, но интеллектуально масш­табного труда. В его основу легла масса документов, писем, мемуаров. Подняты законодательные акты и царские указы. Ни одного голослов­ного утверждения! И в итоге оказы­вается, что пьесу «Недоросль» Фон­визина, которую мы держим за бы­товую комедию нравов, современ­ники считали «конституцией на подмостках», где главное не сочный язык или живые образы, но «остро­ты и колкости в адрес правитель­ства, критика императрицы и ее фа­воритов, завуалированные намеки на безнравственность двора».

Или вот «Горе от ума». Что видим мы: борьбу старого фамусовского общества со свежими прогрессив­ными силами. На деле же образо­ванный родовитый Чацкий в бе­шенстве оттого, что понимает: бле­стящая будущность, положенная ему по праву происхождения, уплы­вает от него прямиком в руки куда менее знатных, но выслужившихся скалозубов и совсем уж безродных молчалиных. И это лишь одна из линий сложной многоходовки, в которой возникает целая череда об­стоятельств и реальных персонажей во главе с самим Грибоедовым.

Три самые увлекательные главы посвящены «Бедной Лизе» (первой в русской литературе эротической повести, над которой нынче девя­тиклассники скучают, даже не пред­полагая, сколько пикантностей про­ходит перед их сонным взором), «Ревизору» и «Герою нашего време­ни». Почему Николай I, выйдя с представления пьесы господина Гоголя, воскликнул, что ему больше всех от автора досталось? Да потому что в Хлестакове узнал… себя! А от­чего ему так не нравился роман Лермонтова? Просто император был реалистом и в сказки про вам­пиров не верил. При чем тут вампи­ры? А вот при том…