Первый после Брюллова
Алауди Мусаев. Пётр Захаров из чеченцев. М. Молодая гвардия 2016. 335 с. ил. (Жизнь замечательных людей) 3000 экз.
Алауди Мусаев известен читателям не только как автор остросюжетного романа «Волчья яма», но и как биограф двух великих чеченцев — религиозного и политического лидера кавказских горцев Шейха Мансура и танцовщика Махмуда Эсамбаева. Героем новой книги Мусаева стал Пётр Захаров — единственный профессиональный художник чеченского происхождения в XIX столетии.
История его детства послужила источником вдохновения для «Мцыри» Лермонтова: маленького раненого Петю Захарова подобрал в развороченной взрывом сакле пожилой солдат… Пережитая в детстве трагедия и образ погибшей матери преследовали художника всю жизнь и остались с ним даже тогда, когда из простого чеченского мальчишки он превратился сперва в ученика Карла Брюллова, а затем — в одного из крупнейших художников своего времени. Брюллов высоко ценил творчество своего ученика и однажды сказал о нём: «Портретист Пётр Захаров — первый после меня».
Написана история жизни Петра Захарова не как биография, а скорее как увлекательный художественный роман: Алауди Мусаев не только рассказывает о судьбе Захарова-Чеченца, но и погружает читателя в его творческий мир: «А ещё, думал он в эту бессонную ночь, хорошо было бы написать такую картину — масштабную, метра два на четыре: Невский в обрамлении величественных сооружений, растекающихся по обе стороны проспекта, как в вогнутом зеркале, а в центре картины крупным планом трое: художник и двое детей, держащихся за его руки. Глаза их, где всё: удивление от красоты и испуг… Как… Как в глазах героев картины Карла Брюллова „Последний день Помпеи“. Нет, думал Пётр, всё больше распаляясь воображением, трагедии на его картине ещё не время, должно быть только её предощущение».