Петр и Феврония
Ирина Левина, Дмитрий Володихин. «Петр и Феврония: Совершенные супруги»
В книге дается анализ сюжета «Повести о Петре и Февронии Муромских», очень необычного для текстов отечественного Средневековья — тут и схватка со змеем, приявшим человеческий облик и социальная пропасть между князем и простолюдинкой. После смерти своего брата Павла Петр стал князем Муромским, а исцелившая его Феврония — княгиней. Авторы уделяют внимание тому, как к этому, следуя сложившимся традициям, отнеслись муромские боярыни, которым пришлось принимать Февронию как старшую среди женщин княжества.
Рассматривая варианты авторства «Повести», самим вероятным называют Ермолай-Еразма — ученого книжника середины XVI века, обладавшего колоссальным литературным талантом и умением органично выходить за пределы жанров, сложившихся на Руси к тому времени. Но для этого нужен был покровитель, и «скорее всего, „Повесть о Петре и Февронии Муромских“ была рассчитана на то, что с ней непременно ознакомится столь требовательный читатель, как сам царь. Иными словами, государь Иван Васильевич с очень высокой долей вероятности читал ее, а то и сам заказывал ее создание».
Володихин и Левина отмечают, что отъезд в декабре 1564 г. Ивана Васильевича из Москвы вместе с женой и двумя сыновьями под предлогом боярской измены и служебного нерадения «поразительно схож с литературным сюжетом боярского мятежа и отказа Петра Муромского от княжения… действительность „Повести…“ предлагает апофеоз милостивого, мудрого, благочестивого правления после того, как сгинула боярская крамола».
В завершающей главе книги рассказывается о посмертном почитании святых Петра и Февронии, о том, что в 1992 г. городские власти Мурома решили совместить День города с днем прославления четы Петра и Февронии, и с 2008 года ко дню их памяти — 8 июля — приурочен День любви, семьи и верности.