Ваша корзина пуста
серии
Теги

Поединок с жизнью

Новая книга кандидата филологических наук Виктории Миленко «Куприн: Возмутитель спокойствия», вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей», — это попытка иссле­довать миф о писателе, грамотно сконструированный как им самим при жизни, так и его последователями посте смерти.

«С детских лет, когда военный мундир кадетского корпу­са позволил ему примерить первую ро.ь, и всю оставшуюся жизнь он кого-то или во что-то игра. Далеко не всегда это была самореклама, чаще погоня за остротой ощущений», — пишет в главе-прологе «Неистовый Куприн» автор.

В своей работе Миленко прослеживает весь путь от раннего сиротского детства во Вдовьем доме до эмиграции, а потом и возвращения Ку-: :, ша на родину, а в творческой хронологии — сп < Поединка" до «Ямы». По ее мнению, жизнь писателя похожа на остросюжетный роман.

Названный в честь Александра Невского, мечтавший стать генералом, но оказавшийся по призванию писателем, Куприн обрел славу в 35 лет. Характер у него непростой: с детства он был самолюбивым до бешенства и застенчи­вым иногда до низости, как признавался Ку­прин Бунину.

Всего в книге девять глав. Отдельно выделен в главу «Поединок .замедленного действия»

1905 год как решающий в жизни автора — год его «вознесения на литературный Олимп», когда «подающий надежды» становится мэтром. В этой главе Милен­ко подробно останавливается на знако­вом произведении и обстоятельствах, при которых оно создавалось. «Куприн- ский „Поединок“ станет одной из судь­
боносных книг XX века. Начав свое разрушительное дей­ствие в годы Первой русской революции, он взорвет армию во время Первой мировой войны. Тогда-то автору придется расплачиваться за славу. И не только тогда — за нее он бу­дет расплачиваться всю жизнь», — пишет она.

Надо отдать должное динамичному языку исследователя, внутреннему ритму, умелому нанизыванию ситуаций, дета­лей, происшествий. Есть тут и описания застольных драк и душевных терзаний — все парадоксы, катастрофы и побе­ды вплетены в литературное полотно. Именно Виктория Миленко первая взялась проверить фактологией мифологию, поднять архивные документы и неизвестные материалы, расска­зать о творчестве автора сквозь призму его жизни, причем не только художественной, но и повседневной.

В середине книги размещен целый блок фо­тографий: Куприн с женой и дочерью, эми­грантские фото, исторические, бытовые. На­пример, в ней можно увидеть Куприна и его любимую собаку Сапсан в Гатчине или фото из мирной жизни с другом Федором Шаляпиным, датированное 1911 годом. Также приведен скан завещания писателя.

В послесловии читателю рассказывают о по­смертной судьбе писателя, о том, как жили род­ные после его ухода, как жены и дети пытались донести до общественности образ своего Куприна и как отвоевывали собственное место в купринском мифе. Книга пред­назначена не только для литературове­дов и филологов, но и для широкого кру­га читателей.