Поединок с жизнью
Новая книга кандидата филологических наук Виктории Миленко «Куприн: Возмутитель спокойствия», вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей», — это попытка исследовать миф о писателе, грамотно сконструированный как им самим при жизни, так и его последователями посте смерти.
«С детских лет, когда военный мундир кадетского корпуса позволил ему примерить первую ро.ь, и всю оставшуюся жизнь он кого-то или во что-то игра. Далеко не всегда это была самореклама, чаще погоня за остротой ощущений», — пишет в главе-прологе «Неистовый Куприн» автор.
В своей работе Миленко прослеживает весь путь от раннего сиротского детства во Вдовьем доме до эмиграции, а потом и возвращения Ку-: :, ша на родину, а в творческой хронологии — сп < Поединка" до «Ямы». По ее мнению, жизнь писателя похожа на остросюжетный роман.
Названный в честь Александра Невского, мечтавший стать генералом, но оказавшийся по призванию писателем, Куприн обрел славу в 35 лет. Характер у него непростой: с детства он был самолюбивым до бешенства и застенчивым иногда до низости, как признавался Куприн Бунину.
Всего в книге девять глав. Отдельно выделен в главу «Поединок .замедленного действия»
1905 год как решающий в жизни автора — год его «вознесения на литературный Олимп», когда «подающий надежды» становится мэтром. В этой главе Миленко подробно останавливается на знаковом произведении и обстоятельствах, при которых оно создавалось. «Куприн- ский „Поединок“ станет одной из судь
боносных книг XX века. Начав свое разрушительное действие в годы Первой русской революции, он взорвет армию во время Первой мировой войны. Тогда-то автору придется расплачиваться за славу. И не только тогда — за нее он будет расплачиваться всю жизнь», — пишет она.
Надо отдать должное динамичному языку исследователя, внутреннему ритму, умелому нанизыванию ситуаций, деталей, происшествий. Есть тут и описания застольных драк и душевных терзаний — все парадоксы, катастрофы и победы вплетены в литературное полотно. Именно Виктория Миленко первая взялась проверить фактологией мифологию, поднять архивные документы и неизвестные материалы, рассказать о творчестве автора сквозь призму его жизни, причем не только художественной, но и повседневной.
В середине книги размещен целый блок фотографий: Куприн с женой и дочерью, эмигрантские фото, исторические, бытовые. Например, в ней можно увидеть Куприна и его любимую собаку Сапсан в Гатчине или фото из мирной жизни с другом Федором Шаляпиным, датированное 1911 годом. Также приведен скан завещания писателя.
В послесловии читателю рассказывают о посмертной судьбе писателя, о том, как жили родные после его ухода, как жены и дети пытались донести до общественности образ своего Куприна и как отвоевывали собственное место в купринском мифе. Книга предназначена не только для литературоведов и филологов, но и для широкого круга читателей.