Полифонический мастер
Знаток архитектуры Москвы, историк Александр Васькин в малой серии "ЖЗЛ", издаваемой "Молодой гвардией", выпустил книгу "Щусев". В этой работе творческая биография выдающегося русского архитектора изложена подробно и без умолчаний, свойственных книгам советского времени на эту тему. Исследователь пользовался широким диапазоном источников и создал в итоге многогранный портрет "зодчего всея Руси".
Без работ Щусева невозможно представить Москву. Он автор многих знаковых сооружений, относящихся к нескольким эпохам, - Покровский собор Марфо-Мариинской обители на Ордынке, Мавзолей Ленина, здание Наркомзема на Садовом кольце, Казанский вокзал, Большой Москворецкий мост, станция метро "Комсомольская"-кольцевая, ряд монументальных жилых домов... Основные работы Щусева признаны памятниками архитектуры, к ним водят экскурсантов, их изучают студенты разных стран, о них написаны статьи и книги. А вот в биографии их создателя до недавнего времени существовали некоторые пробелы.
Щусев родился и провел детство в Кишиневе - городе, впитавшем влияние нескольких культур: молдавской, русской, турецкой. Возможно, именно здесь - истоки щусевской открытости разным стилям и веяниям, его полифоничность и многожанровость. Немаловажно, что воспитывался он в семье, где чтились каноны православия, - будущий создатель и реставратор церквей вдохновлялся этим опытом. В семье ему также была привита любовь к живописи и музыке. К тому же Кишинев связан с именем Пушкина, здесь в конце ХIХ века был установлен второй в России памятник поэту (после московского). Что ж, культурная провинциальная среда старой России была родиной многих выдающихся деятелей искусства, получивших затем образование и признание в столицах.
Биография Щусева, написанная Александром Васькиным, - не просто список сооружений с необходимыми экскурсами и комментариями. Это рассказ об эпохе, о людях, окружавших архитектора, о тех условиях, в которых ему довелось работать. Это книга о рождении и развитии творческого дара. Автор мало пишет о частной жизни своего героя, и тем не менее у читателя создается психологически убедительный образ Щусева. Историк здесь выступает и как опытный писатель. Очень важно, что биограф пишет и о людях, находившихся рядом с архитектором, повлиявших на него, работавших с ним вместе. Большая архитектура - это всегда большой коллектив, а Щусева окружали талантливые, яркие личности.
Хотя не обходилось и без интриганов и завистников. В одной из глав подробно рассказывается о кампании травли, развязанной в 1937 году против Щусева после публикации статьи его молодых соавторов по проекту гостиницы "Москва". Вот что говорил на собрании один из его коллег: "Молодых архитекторов Щусев бесцеремонно эксплуатировал. Помощи от него получить было невозможно. Жадность привела Щусева к халтуре и творческой беспринципности". Опальный архитектор каждую ночь ждал ареста, однако обвинения в одночасье были сняты, мастер смог вернуться к работе. Биограф полагает, что поток разнузданной брани распорядился остановить сам Берия, когда-то учившийся архитектурно-строительному делу и сохранивший уважение к лучшим людям этой профессии.
Александр Васькин отмечает как профессиональные, так и человеческие черты своего героя. Он рассказывает, как Щусев помогал попавшим в беду коллегам. Алексей Викторович работал в трудное время, когда нравственные принципы у многих людей подчас уступали место прагматизму и цинизму. Но для академика Щусева внимание и чуткость по отношению к коллегам, подчиненным были важнейшим жизненным кредо. В одной из глав приводятся воспоминания сотрудников щусевской мастерской: они позволяют увидеть "кухню" этой творческой лаборатории и понять роль мастера в руководстве коллективом.
В биографической книге небольшого объема невозможно рассказать обо всех проектах Щусева в подробностях. Поэтому историк делает акцент на наиболее важных, этапных его произведениях. Главные постройки Щусева находятся в Москве, но автор рассказывает и о работе архитектора в других городах. В частности, храме-памятнике на Куликовом поле и о восстановлении после войны своего родного Кишинева. Последний проект Щусева был реализован после его смерти - это станция метро "Комсомольская"-кольцевая, шедевр неорусского стиля в его советском изводе. Правда, в 50 - 60-е годы художнику Павлу Корину пришлось лично "ретушировать" мозаичные панно на сводах подземного вестибюля, последовательно изымая из групповой композиции Берию, Кагановича, Молотова, Сталина. Судьба щусевского наследия складывалась подчас непросто. Один из шедевров архитектора - гостиницу "Москва" (создана в соавторстве) - разобрали в начале ХХI века ради строительства приблизительной копии с подземными парковками и торговой галереей. Еще в конце 40-х годов при реконструкции района Песчаных улиц снесли храм на Братском кладбище - мемориале участников Первой мировой войны. Что же касается Казанского вокзала, этого воплощения евразийской идеи в архитектуре, то его строительство продолжалось почти 100 лет. Недавно были возведены по щусевским чертежам Царская башня, где открыт выставочный зал, и новый пассажирский терминал со стороны Новорязанской улицы. Это значит, резюмирует Александр Васькин, что идеи Щусева продолжают развиваться и жить.
Щусев прожил большую жизнь, пробовал себя в разных стилях. "Это был человек талантливый, блестяще эрудированный, ощущавший себя в различных архитектурных эпохах и традициях как рыба в воде и в то же время честолюбивый, ищущий славы, желавший быть первым и не терпящий рядом соперников", - пишет исследователь в эпилоге своей книги. Она не только об архитектуре: в ней сквозь призму биографии Щусева дан превосходный портрет эпохи.