Понять Ленина
Удивительная и нетривиальная биография от Льва Данилкина — попытка переосмыслить феномен Ленина, перепрыгнуть пропасть 25-ти лет отрицания этого человека и шанс вновь познакомиться с прототипом всех памятников на главных улицах городов.
Ленин Данилкина — не заученный (или замученный?) «сусловскими» временами, но и не канонизированный ранне-советским агитпропом, не оболганный и не демонизированный новым временем. «Естественно, это все начиналось со стандартного - скептического, ернического, интеллигентского отношения: а, Ильич, шпион-гриб. А меня тошнит от этой фамильярности, когда его Ильичом сейчас называют. Какой он вам Ильич? Он вам не Ильич!» — рассказывает в интервью Александру Проханову автор книги.
Кстати, в некотором смысле именно с Прохановым связана идея написать биографию Ленина. Сам Данилкин — представитель поколения позднего СССР, он вырос в среде, где к вождю пролетариата относились, как к отжившему материалу и неинтересному персонажу, его портреты и цитаты воспринимались через зевок. Но затем что-то произошло. Автор поделился в одном из интервью, что запустился процесс переосмысления под воздействием обложки романа Александра Проханова «Господин Гексоген».
«Я до сих пор уверен, что это ключевой текст, он вошел в резонанс с Путиным, с „Братом-2“, на нем эпоха сломалась - и моя картина мира тоже в этот момент треснула. Так бывает во взрослом возрасте, когда понимаешь: все, что тебя сформировало, на самом деле не имеет никакой ценности. Как вот Ленин, собственно, в 1914 году впервые влип в Гегеля и вдруг на сорок пятом году жизни заявил, что до сих пор он не понимал Маркса».
Все постперестроичные книги о Ленине зачастую ставили цель показать побольше «грязного белья», «неправильных» родственников или компрометирующие связи — то есть работать в жанре бульварной прессы. Теперь понятно, почему либеральная публика из вежливости к выдающемуся автору назвала книгу «спорной». Другая часть обывателей просто книгу не заметила — почему?
«Сетчатка глаза жителя бывшего СССР устроена таким образом, что когда на нее проецируются монументальные образы, связанные с Лениным, фоторецепторы автоматически отключаются», — как будто отвечает на этот вопрос одна из цитат книги.
Автор уверен, что дискуссии и раскол общества вокруг темы Ленина — временное явление. Да, позднесоветский период наградил несколько поколений «аллергией», перестроечные токсины действуют до сих пор и потому националисты, либералы, интеллигенция — все демонизируют Ленина по инерции. Но у родившихся после 2000 года людей, предполагает Данилкин, уже не будет этой врожденной усталости. А что тогда будет? Остается догадываться. Автор предполагает, что в массовом сознании Ленин для России станет тем, кем стал Конфуций для Китая — абсолютным авторитетом.
«Не навязанный сверху образ, как в советские времена, а народная икона. Портреты будут в домах ставить. Как это, собственно, и было в 1920-е - потом просто заменили это официальным культом и заездили. Но, а кто еще его уровня — нет такого и близко в истории России», — говорит автор.
Ленин у Данилкина — это философ у власти, в этом его секрет и феноменальность. Но Ленин в жизни делал совсем не то, что предполагал, пока был теоретиком. Здесь образ меняется. Выходец из хорошей семьи, сын государственного чиновника, если бы государство его «не проморгало», как выражается автор — Ленин стал бы гениальным чиновником-реформатором.
«С другой стороны, я не верю, что такие вещи зависят от случайности. Был запрос пространства на модернизацию, самый эффективный способ — революция, ну вот самый быстрый человек там и оказался», — считает он.
Данилкин попытался вернуть нам Ленина — для этого он решил его собрать по разным фрагментам и отправился по «местам боевой славы» Владимира Ильича — сначала в Симбирск, там он заглядывает в окна дома Ульяновых, удивляется климату в Шушенском, по-новому оценивает Казань, смотрит из окна паба на нетуристический Мюнхен. Но, конечно, ни одними путешествиями создался этот 800-страничный труд — автор проштудировал 55 томов ПСС вождя. Так, сочетая приятное с полезным, мы видим «живого» любителя велосипедов и странных головных уборов, который чуть ли не в одиночку совершил революцию. Лев Александрович не стесняется идти наперекор моде хвалить все царское и напоминает о страшном «диккенсовском» мире фабричного капитализма в России и говорит открыто, что мы из-за иллюзии а-ля акунинской прозы и образа эдакой «викторианской России» стали забывать, почему революция все-таки состоялась.
Конечно, как классическая биография эта книга не обошлась без описаний того, в какой атмосфере рос Ленин — семья, «как из рекламы стирального порошка», хорошие родители, шесть умных (все карманы в золотых медалях) красивых детей, где главным задирой выступал именно Владимир. Его отношение к старшему брату, которого задолго до Ленина уже называли «Ильич» в среде рабочих, где он вел агитационную работу. Данилкин попытался разобрать вопрос и закончить с его «тайным происхождением». Мы видим время, людей и сами идеи эпохи как будто через стекло — на него налипло много грязи, оно потускнело от старости, и потому фигуры прошлого и сам Ленин видятся смутно и интереса не вызывают, Данилкин это стекло протер, и вдруг реальность во всей своей сложности и красоте смотрит со страниц биографии того, о ком мы, казалось, знаем все. Ему это далось тяжело. В интервью для «Афиши» Данилкин признался, что, если бы не дедлайн в праздничный 2017 год, он бы до сих пор работал над какой-нибудь второй-третьей главой — столько осталось еще неразвернутых сюжетов. Возможно, нас ждет захватывающая история про то, как Ленин уходил из России после революции 1905 года:
«А такая авантюрная история, я даже специально не стал ее комкать, потому что, может быть, напишу про это отдельную книжку. Еще я думаю, как бы могла сейчас выглядеть детская книжка про Ленина. Хотя есть выдающаяся вся эта детская лениниана — от „Общества чистых тарелок“ до Зощенко, но как это сейчас ребенку дашь - после „Дневника слабака“? Странно. Но надо же как-то детям про него рассказать - чтобы не тошнило, как от всей этой нынешней переводной антисоветской пропаганды для подростков».
Лев Данилкин искал в Ленине объяснение и оправдание, логику в истории — то, что история не была бессмысленной, и надо сказать, он нашел то, что искал.