"Последний летописец"
"Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом", - писал в своё время А.С. Пушкин. Перефразируя великого поэта, можно не без горькой иронии заметить, что в перестроечные годы все, даже советские женщины, бросились читать "Историю" Карамзина, дотоле практически им неизвестную, но наконец-то открывшуюся в журнале "Москва". Что поделать, такова наша действительность: всё советское время главный труд Н.М. Карамзина не переиздавался. Двенадцатитомная "История государства Российского", написанию которой выдающийся литератор (основоположник отечественного сентиментализма) посвятил 22 последних года жизни, считалась реакционной.
В его "Истории" изящность,
простота
Доказывают нам,
без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Этой пушкинской эпиграммой, написанной скорее всего в юношеском запале, кололи в глаза чересчур любопытным. Разумеется, подчёркивая при этом, мол, главная-то идея ка-рамзинского сочинения такова: "Судьба России и её величие заключены в развитии самодержавия". Но ведь и школьнику сегодня понятно, что при сильной власти Русь-матушка процветала, при слабой - приходила в упадок.
Карамзин "наш последний летописец" (опять-таки по определению Пушкина), но он же и наш первейший историк, сумевший сочным литературным языком рассказать о том,как жило Отечество с 862 года от Рождества Христова и до времени Смуты в начале века XVII. "Не дозволяя себе никакого изобретения, - подчёркивал Николай Михайлович, - я искал выражений в уме своём, а мыслей единственно в памятниках; искал духа и жизни в тлеющих хартиях; желал преданное нам веками соединить в систему, ясную стройным сближением частей; изображал не только бедствия и славу войны, но и всё, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусство, обычаи, законы, промышленность; не боялся с важностию говорить о том, что уважалось предками; хотел, не изменяя своему веку, без гордости и насмешек описывать веки душевного младенчества, легковерия, баснословия".
Князь - страстотерпец
Великие, или, как их ещё называют, переломные эпохи имеют обыкновение плохо отражаться на судьбах своих творцов. Мало кому из них суждена бывает долгая и счастливая жизнь. Вместе с ними мучаются, страдают, гибнут в бесчисленных войнах и смутах десятки тысяч подвластных им людей. Вот уж, воистину, был прав поэт Николай Глазков, подметив:
Чем эпоха интересней
для историка,
Тем для современника печальней.
Князь Андрей Юрьевич Боголюб-ский (ум. 1174) не исключение. Он принадлежит к числу ключевых фигур в истории нашего Отечества. Именно его называют создателем самостоятельного Владимиро-Суздальского княжества - политического ядра будущей Великороссии, иными словами - современной России. Однако о жизни и деяниях князя нам известно совсем немного: чуть ли не каждый его шаг в качестве владимирского "самодержца" может быть поставлен под сомнение; чуть ли не каждое известие о нём вызывает оживлённую дискуссию среди историков. Наиболее подробно летописи освещают историю его трагической гибели от рук заговорщиков - его ближайших соратников и слуг; но и здесь вопросов куда больше, чем ответов. Книга историка Алексея Карпова, как и другие его работы о древнерусских князьях, выходившие ранее в серии "Жизнь замечательных людей" (а мы писали об Александре Невском, Владимире Святом, княгине Ольге, Юрии Долгоруком, Ярославе Мудром), представляет собой попытку воссоздания биографии князя на основании скрупулёзного исследования всех сохранившихся источников.
Надо отметить, что вскоре после гибели князя к нему начали относиться как к угоднику Божию и страстотерпцу (т.е. мученику, принявшему смерть не от иноплеменников и не за веру, а от единоверцев). Официальное же причтение Андрея Боголюбского к лику святых состоялось лишь в начале XVIII столетия. XX же век дал нам ещё один повод вспомнить об Андрее и его трагической участи. В ночь на 17 июля 1918 года (т.е. на 4 июля по старому стилю, в канун памяти Андрея Боголюбского) в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме был расстрелян последний русский император Николай II. Так история повторилась, сделав страшный оборот, навсегда соединив судьбы этих властителей.