Ваша корзина пуста
серии
Теги

"Последний летописец"

"Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Ка­рамзиным, как Америка - Колумбом", - писал в своё время А.С. Пушкин. Пе­рефразируя великого поэта, можно не без горькой иронии заметить, что в пе­рестроечные годы все, даже советские женщины, бросились читать "Историю" Карамзина, дотоле практически им не­известную, но наконец-то открывшую­ся в журнале "Москва". Что поделать, такова наша действительность: всё советское время главный труд Н.М. Карамзина не переиздавался. Две­надцатитомная "История государства Российского", написанию которой вы­дающийся литератор (основоположник отечественного сентиментализма) по­святил 22 последних года жизни, счи­талась реакционной.

В его "Истории" изящность,

простота

Доказывают нам,

без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Этой пушкинской эпиграммой, на­писанной скорее всего в юношеском запале, кололи в глаза чересчур лю­бопытным. Разумеется, подчёркивая при этом, мол, главная-то идея ка-рамзинского сочинения такова: "Судь­ба России и её величие заключены в развитии самодержавия". Но ведь и школьнику сегодня понятно, что при сильной власти Русь-матушка процве­тала, при слабой - приходила в упадок.

Карамзин "наш последний лето­писец" (опять-таки по определению Пушкина), но он же и наш первейший историк, сумевший сочным литера­турным языком рассказать о том,как жило Отечество с 862 года от Рождества Христова и до времени Смуты в начале века XVII. "Не дозволяя себе никакого изобретения, - подчёрки­вал Николай Михайлович, - я искал выражений в уме своём, а мыслей единственно в памятниках; искал духа и жизни в тлеющих хартиях; же­лал преданное нам веками соединить в систему, ясную стройным сближе­нием частей; изображал не только бедствия и славу войны, но и всё, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусство, обычаи, законы, промышленность; не боялся с важностию говорить о том, что уважалось предками; хотел, не изменяя своему веку, без гордо­сти и насмешек описывать веки ду­шевного младенчества, легковерия, баснословия".

 

Князь - страстотерпец

Великие, или, как их ещё называ­ют, переломные эпохи имеют обык­новение плохо отражаться на судь­бах своих творцов. Мало кому из них суждена бывает долгая и счастливая жизнь. Вместе с ними мучаются, стра­дают, гибнут в бесчисленных войнах и смутах десятки тысяч подвластных им людей. Вот уж, воистину, был прав поэт Николай Глазков, подметив:

Чем эпоха интересней

для историка,

Тем для современника печальней.

Князь Андрей Юрьевич Боголюб-ский (ум. 1174) не исключение. Он принадлежит к числу ключевых фигур в истории нашего Отечества. Именно его называют создателем самостоя­тельного Владимиро-Суздальского княжества - политического ядра бу­дущей Великороссии, иными слова­ми - современной России. Однако о жизни и деяниях князя нам известно совсем немного: чуть ли не каждый его шаг в качестве владимирского "самодержца" может быть поставлен под сомнение; чуть ли не каждое из­вестие о нём вызывает оживлённую дискуссию среди историков. Наи­более подробно летописи освещают историю его трагической гибели от рук заговорщиков - его ближайших соратников и слуг; но и здесь вопро­сов куда больше, чем ответов. Кни­га историка Алексея Карпова, как и другие его работы о древнерусских князьях, выходившие ранее в серии "Жизнь замечательных людей" (а мы писали об Александре Невском, Владимире Святом, княгине Ольге, Юрии Долгоруком, Ярославе Му­дром), представляет собой попытку воссоздания биографии князя на основании скрупулёзного исследова­ния всех сохранившихся источников.

Надо отметить, что вскоре после гибели князя к нему начали относить­ся как к угоднику Божию и страсто­терпцу (т.е. мученику, принявшему смерть не от иноплеменников и не за веру, а от единоверцев). Официаль­ное же причтение Андрея Боголюбского к лику святых состоялось лишь в начале XVIII столетия. XX же век дал нам ещё один повод вспомнить об Ан­дрее и его трагической участи. В ночь на 17 июля 1918 года (т.е. на 4 июля по старому стилю, в канун памяти Ан­дрея Боголюбского) в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме был расстрелян последний русский император Нико­лай II. Так история повторилась, сде­лав страшный оборот, навсегда сое­динив судьбы этих властителей.