Правда о Моисее
Биография великого пророка Моисея (Моше) вышла в серии «ЖЗЛ». Ее написал известный израильский журналист и исследователь Библии Петр Люкимсон. Он — автор многочисленных сенсационных журналистских политических расследований и книгу о Моисее построил как расследование такого рода. Естественно, речь не идет о толковом пересказе Пятикнижия. Герой книги предстает перед нами живым, исполненным противоречивых чувств, но, безусловно, великим человеком. Люкимсон, как опытный автор детективных романов, приводит нам все основные версии тех или иных событий, а затем, сравнивая аргументы за и против, подводит читателей к мысли, что ближе всего к истине все-таки каноническая версия. В книге доказывается, что даже с чисто научной точки зрения, оставляя в стороне вопросы веры, Моисей является наиболее вероятным единственным автором Пятикнижия (Торы). В качестве главного аргумента против библейской критики со стороны атеистов и теологов-протестантов, в частности, Юлиуса Велльгаузена, настаивавших, что Пятикнижие было создано в VII–VI веках до н. э., Люкимсон использует следующий: «...Казалось бы, все просто: достаточно найти один древний текст, написанный только Элогистом, и другой, написанный исключительно Ягвистом, — и вот оно, это долгожданное подтверждение! Однако в том-то и дело, что такого подтверждения нет. Все обнаруженные до сих пор древние свитки Библии являются масоретскими, то есть традиционными, теми, которые известны нам и сегодня. Новые археологические открытия, включая и находку на горе Эйваль описанного в Пятикнижии жертвенника, который евреи должны были воздвигнуть уже после смерти Моисея, подтверждают истинность событий, о которых рассказывается в Пятикнижии». Как хорошо показано в книге Люкимсона, достаточно архаичный язык Пятикнижия доказывает, что оно создано в XIV веке до н. э, а не в период вавилонского пленения. Тогда в иврит вошло много заимствований из арамейского, которых нет в Пятикнижии. Необходимо подчеркнуть, что труд Моисея является единственным в своем роде столь древним памятником литературы на иврите, и его не с чем сравнивать из современных ему текстов. Поэтому все соображения библейских критиков насчет возможных источников Пятикнижия носят сугубо гипотетический характер и в принципе не могут быть доказаны. Ведь любые текстуальные совпадения Пятикнижия с источниками, созданными позднее XIV века до н. э., проще объяснить тем, что авторы этих источников были знакомы с боговдохновенным трудом Моисея. Люкимсон хорошо показывает, что употребление разных имен Б-га в тексте Пятикнижия, на чем основывали свою теорию Велльгаузен и его последователи, связано с различиями функций, которые выполняет Б-г, а не с наличием разновременных источников, каждый из которых будто бы использует свое имя Б-га.
Известно, что о времени жизни Моисея до сих пор продолжаются споры. На основе анализа египетской хронологии Люкимсон приходит к выводу, что пророк-законоучитель родился 7 адара 2368 года от сотворения мира, или в феврале 1393 года до н. э., а скончался 7 адара 2488 года от сотворения мира, или 23 февраля 1273 года до н. э.
Автор биографии полагает, что Моисей был «человеком миссии» и в связи с этим утверждает: «Будда, апостол Павел, Мохаммед, Салах ад-Дин, Мартин Лютер, Томазо Торквемада, Робеспьер, Владимир Ленин — вот далеко не полный перечень людей миссии, имена которых уже не вычеркнуть из памяти человечества... Понять и оценить значение каждой из этих фигур для своих народов и мировой истории можно только с высоты времени. Почти каждому из них можно предъявить подчас поистине ужасные обвинения, и каждому есть что сказать в свое оправдание. Вопрос заключается в том, чего больше принес этот человек в мир — света или тьмы. И с этой точки зрения фигура пророка Моисея опять возвышается и над всеми остальными людьми миссии, ибо принесенный им свет Десяти заповедей и призыва «Возлюби ближнего, как самого себя» так ярок, что в нем просто меркнут, забываются все доводы тех, кто пытается обвинить его в фанатизме и нетерпимости, суровости, а подчас и откровенной, пугающей жестокости. Как ни странно, эти аргументы не только не умаляют величия его личности, не только не отталкивают от него, но и — даже если современный человек далеко не все может принять в его поступках — приближают нас к нему, делают его более понятным, представляют как человека своего времени, а не некую лубочную, идеализированную картинку».
На наш взгляд, в один ряд с Моисеем в перечне «людей миссии» напрасно включены Максимилиан Робеспьер и Владимир Ленин. Оба они, очевидно, себя таковыми считали, но свои миссии по большому счету провалили. И запомнились в истории только террором и разрушением того, что было создано до них, ничего принципиально нового так и не создав. Робеспьер находился у власти всего год. После его падения все реформы были уничтожены, и остался в памяти лишь якобинский террор. Ленин пробыл у власти несколько лет, но главным его свершением тоже были террор и разрушение. Советского народа, вернее, всемирного коммунистического народа, о котором он мечтал, так и не появилось, а созданное Лениным государство просуществовало лишь 74 года. Все это трудно сравнить с вкладом во всемирную историю Моисея, стоявшего у истоков сразу трех религий — иудаизма, христианства и ислама и сформировавшего народ, существующий уже более трех тысячелетий.
Люкимсон приводит результаты математической обработки Пятикнижия, сделанной известным израильским математиком (а до этого — советским диссидентом, пытавшимся сжечь себя в знак протеста против советского вторжения в Чехословакию) Элией Рипсом. Оказывается, если читать текст книги Бытия через равные интервалы в 3, 4, 5, 6 и более букв, в ней, как утверждает журналист Майкл Дрознин, прочитываются персонажи и события из далекого будущего, в частности, предсказания года атомной бомбардировки Хиросимы и убийства президента Кеннеди и премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Замечу, что сам Рипс, будучи уверен в существовании кода, считает, что предсказывать будущее с его помощью нельзя, и от интерпретаций Дрознина дистанцируется.