Протопоп Аввакум: смерть за веру
В Страстную пятницу, 14 апреля 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима в Пустозерске в деревянном срубе с тремя своими единомышленниками был сожжен мятежный протопоп Аввакум. 330 лет назад произошла не просто казнь. Погиб идеолог, вождь старообрядчества и первый русский писатель, пострадавший за свои убеждения. За что был убит протопоп Аввакум?
Церковный раскол — это одно из ключевых событий в истории России. Даже последовавшая затем Петровская реформа — устроение на месте Московского царства Российской империи — в какой-то мере может рассматриваться как последствие Раскола. Раскол не только разделил русское общество и народ, но и расчистил место для преобразований эпохи Петра Великого. Наша общая историческая судьба, к сожалению, изобилует многими бедами, но даже на их фоне Раскол выглядит одной из самых зловещих бед, ибо он стал предтечей Гражданской войны.
Как гласит древняя мудрость, даже боги не могут отменить случившееся. Так и потомки не в состоянии отменить произошедший в XVII веке Раскол. Вождем антигосударственного и антицерковного движения был протопоп Аввакум Петров. Мученик, открывающий мартиролог всех погибших русских писателей. Кроме своего основного призвания, борьбы с никонианством, Аввакум представляет собой незаурядного писателя. Собственно говоря, пламенное слово протопопа и было его главным оружием в борьбе с сильными мира сего.
Одним из главных отличий Аввакума от лидеров западноевропейской Реформации, таких как Лютер, Кальвин и другие, было отсутствие у русских староверов печатного станка. Лютер, пользовавшийся поддержкой некоторых немецких князей, мог позволить себе печатать направленные против папской власти филиппики. Печатное слово не в последнюю очередь сыграло свою роль в распространении идей протестантизма. Боярыня Морозова, в качестве сподвижницы Аввакума, поплатилась за это своей жизнью. На удивление, ни дальняя ссылка, ни стены, ни стража, ни отсутствие типографий не смогли воспрепятствовать проникновению идей мятежного протопопа в русское общество. Оригиналы на бересте, написанные рукой Аввакума, затем многократно переписывались и распространялись. Для тех, кто любит осовремененные сравнения, это был старообрядческий Самиздат.
Поскольку историками документы о казни протопопа Аввакума до сих пор не обнаружены, спекуляции на эту тему продолжаются. Отсутствие документов об исполнении казни — следственного дела, приговора, донесений исполнителей — позволяют считать тему открытой для дискуссий. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнен Аввакум. Большая часть историков склонна полагать, что причиной казни Аввакума явились, прежде всего, его религиозные воззрения. Вынесению окончательного решения о судьбе томившегося в земляном срубе заполярной ссылки Аввакума со товарищи способствовало событие, произошедшее в Москве в праздник Богоявления Господня в 1681 году. Ежегодно 6 января с участием царя и высшего духовенства совершался крестный ход из Кремля на Москву-реку. На кремлевском холме собиралось до нескольких сот тысяч "чаяющих движения воды", которые съезжались со всех концов государства. Во время богоявленских торжеств и Крещенского водосвятия в присутствии царя Федора Алексеевича противники никоновских реформ устроили разгром в главных храмах Российского государства — Успенском и Архангельском соборах.
"Церковные ризы и гробы царские" раскольники марали дегтем и "сальные свечи ставили". Деготь — свидетельство позора, им мазали ворота дома, где незамужняя девка приносила в подоле ребеночка, а сальные свечи считались нечистыми и в церковном обиходе не использовались. Писатель Кирилл Кожурин, написавший биографию Аввакума со старообрядческих позиций, пишет: "В то же самое время старообрядец Герасим Шапочник поднялся на колокольню Ивана Великого и "метал" оттуда в толпу свитки с политическими карикатурами и "хульными надписями", обличающими царя, светских и духовных властей во главе с патриархом Иоакимом". Под карикатурами на вселенских патриархов были начертаны: "окаянный", "льстец", "баболюб", "сребролюбец", "продал Христа".
После церковного Собора, состоявшегося в ноябре 1682 года, в Пустозерск направили капитана стрелецкого стремянного полка И.С. Лешукова. Он учинил спешный сыск из-за распространения Аввакумом писаний, направленных против царя и новообрядческих иерархов. Итак, 330 лет тому назад были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Встречающаяся в исторической литературе формулировка "за великие на царский дом хулы" заимствована не из официального текста приговора, а из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года.
"Непонятно, за что вместе с Аввакумом сожгли других старообрядцев, если причиной казни стали светские преступления одного Аввакума. Наконец, невероятно известие, что старообрядцы мазали дегтем царские гробы. За никонианские реформы был ответственен только один покойный царь Алексей Михайлович. Все предыдущие цари почитались старообрядцами как благочестивые монархи и только в качестве таковых упоминались в старообрядческих сочинениях", — отмечает историк Е.О. Шацкий.
В документах, относящихся к 1681 году, масштаб противоправных действий, совершенных тогда в Москве значительно меньше, чем это описано в Синодальном объявлении. Оно было составлено 40 лет спустя, его авторы словно стремились лишить протопопа ореола мученичества за веру. Более того, из документов никак не следует какое отношение к карикатурам и к беспорядкам имел ссыльный Аввакум. Наиболее правдоподобной выглядит гипотеза о казни Аввакума за распространение им и его единомышленниками идей старообрядчества.