Путь Предстоятеля
В журнале «Православное книжное обозрение» рассказывается о книге, посвященной Патриарху Алексию II. Ее автор — писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии этого года.
Кажется, совсем еще недавно в храмах звучали слова: «О Господине и Отце нашем, Святейшем Патриархе Алексии Господу помолимся…». Но вот уже пришло время собирать и сохранять память о том, кто был пастырем, архиереем, Предстоятелем, кто десятилетиями молился за Церковь у Престола — и направлял ее земные пути в переломные для страны времена. Жизнь Патриарха Алексия II — неотъемлемая часть нашей общей истории, и эта история пишется сегодня, сейчас.
Книга лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александра Сегеня издана в серии «Жизнь замечательных людей», которая большинству из нас знакома с детства, и сама по себе уже есть часть национального культурного багажа: начавшись на закате XIX века, она продолжается до сегодняшних дней. И составленное ее автором описание земного пути Патриарха, как в зеркале, отражает в себе путь, пройденный за время его жизни Россией, Русским миром и Церковью.
Во многом эта книга — о выборе. Шведский дворянин фон Ридигер в XVIII веке переходит в российское подданство и поступает на русскую службу; его сын принимает Православие. Дед героя книги, известный юрист, с семьей уезжает в Эстонию из зачумленного революцией Петрограда. Отец будущего Патриарха, несмотря на немецкие корни своего рода, отказывается переселяться в Германию, когда в Прибалтику приходит советская власть, — и повторяет свой выбор, уже в сане священника, когда она возвращается. Юный Алексей Ридигер выбирает путь церковного служения в стране, где, несмотря на послевоенные послабления, продолжаются гонения, где безбожие остается государственной политикой, где проливается кровь мучеников за веру… Когда мы открываем биографию Патриарха, нам известен итог его жизни. Но на ее страницах нам открывается бесценный опыт выбора поступков, каждый из которых совершался вовсе не по какому-то заведомому предвидению, но по вере человека и по воле Бога.
Во многом эта книга — о вере и надежде. В ней описана жизнь человека, который родился в изгнании, в то время, когда Россия стала местом проведения чудовищных социальных экспериментов, одной из главных своих целей имевших совершенное истребление веры и Церкви. Этот же курс провозгласила власть и во второй половине трагического для нашей страны XX века. Свидетельства, собранные автором, передают нам атмосферу тех лет, рассказывают об исповедничестве и о предательстве, о жизни общества и Церкви в условиях, где естественными и обычными полагались вещи, представляющиеся совершенно абсурдными человеку, выросшему вне советской системы и чуждому ее ценностей и условностей. Мы видим, как люди, облаченные властью, с сознанием правоты и важности своего дела делают бессмысленную и разрушительную работу — видимо, искренне надеясь, что вредя Церкви, причиняя трудности и беды ее служителям и прихожанах, убивая в человеческих душах веру, они действительно приближают построение «бесклассового общества», реализацию коммунистической утопии «в масштабах одной отдельно взятой страны». И мы видим, как внешнее торжество врагов Церкви, явная их победа, отнюдь не лишают христиан понимания того, что все эти явления временны, а Церковь вечна, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).
Во многом книга о Патриархе Алексии II — это история вызовов, ответить на которые было необходимо прихожанину, семинаристу, священнику, епископу, Патриарху — и всей Церкви. Трудно перечислить все, что пропустил через свое сердце Святейший Патриарх. Он был в Церкви, когда она была гонима; нес нелегкий крест архиерейского служения в тех условиях, когда — и в книге немало говорится об этом — защита и сохранение Православия обходилась для архипастырей ценой компромиссов с безбожной властью, ответственность за которые глубоко осознавал и переживал Патриарх. Святейший Патриарх Алексий II стал у кормила церковного корабля, когда разрушение государства подарило Церкви свободу, но поставила ее и весь Русский мир перед лицом новых, во многом неожиданных и страшных вызовов.
На страницах книги мы найдем свидетельства о том, какие действия предпринимал Святейший в те дни, когда на волоске оказывалась судьба всей страны, когда на улицы выходили сотни тысяч людей, а государство вводило в столицу армию, а Патриарх пытался примирить между собой противоборствующие стороны, готовые развязать войну. Мы видим историю Русской Православной Церкви в международном масштабе — от первых попыток участия в мировых христианских инициативах, связанных с многочисленными условностями и соблазнами, — через защиту целостности Церкви, через противостояние расколам, — и до времен, когда голос российского Православия зазвучал в защиту традиционных духовных и нравственных ценностей, в защиту христиан, испытывающих гонения в современном мире. Мы находим свидетельства борьбы со внутренними неустройствами в церковной среде, опыт преодоления и тоталитарных, и либеральных тенденций, равно противных здравому церковному учению; мы вспоминаем историю долгожданного воссоединения нашей Церкви с единоверцами за рубежом, для которого столь много сделал Святейший. Мы видим Патриарха как общественного деятеля, как защитника ценностей культуры, как миротворца, просто — как образованного, мудрого и доброго человека. Но первое и главное, что открывается нам в книге, — это образ Предстоятеля, при котором Церковь стала такой, какой мы видим ее сейчас.
По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь».