Шесть книжных новинок недели
Дмитрий Быков. Сентиментальный марш. Шестидесятники. М.: Молодая гвардия, 2019
Заключительная часть дилогии поэта, писателя и публициста Быкова о шестидесятниках посвящена поэтам (первая — прозаикам). Вновь мы имеем сборник литературно-критических очерков с густой мемуарной подоплекой (местами, как в случае с эпизодом о Нонне Слепаковой, изложение переваливается в историю об авторе сборника: «И вот, присев отдохнуть и покурить на берегу возле яхт-клуба, она вдруг сказала: „В лучшем случае из тебя получится такая же дрянь, как я“. Надежда на это не покидает меня и сейчас»). Статус субъективного осмысления феномена оправдывает включение в подборку таких неканонических для шестидесятничества фигур, как, скажем, Иосиф Бродский. Но именно субъективным взглядом «Сентиментальный марш» и ценен: всякий может Бродского ругать, а поди ж ты поругай так, как это делает Быков.
«„Русское“ 1960-х годов, взятое на вооружение деревенщиками, „тихими лириками“, поэтами круга Кожинова и политиками круга комсомольского секретаря С. Павлова, — это русское, полежавшее под советским, обретшее черты истинно достоевской „подпольности“ и болезненной обидчивости, сентиментальности в сочетании с агрессией. Но психологически этот тип личности Бродскому как раз ближе — потому что в его любовной лирике как раз присутствуют эта сентиментальность и агрессия, сочетание odi et amo, самоумаление и самооправдание. Ресентимент, как его определяет Ницше в работе „К генеалогии морали“, может распространяться не только на отношения с Родиной или внешним миром, но и на вещи совершенно неполитические вроде любви и ревности; и этот набор эмоций был Бродскому присущ давно, задолго до стихотворения „На независимость Украины“, написанного именно с позиций мужской обиды после ухода ветреной возлюбленной, обязанной нам, понятное дело, всем».