Шукшин, или Портрет без ретуши
Биографию всегда можно выдумать, говорил Егор Прокудин, герой «культовой», как сегодня бы сказали, киноленты Василия Шукшина «Калина красная».
Шукшин же культовость отрицал напрочь.
Как и клановость.
«Один борюсь. В этом есть наслаждение. Стану помирать - объясню», -писал он в рабочих тетрадях.
Объяснить не успел…
Биография Шукшина – это его творческое наследие.
Собственно весь его кинематограф, вся его проза –АВТОРСКИЕ.
Все про себя «НЕлюбимого»…
И это с удивительной проницательностью проследил автор книги «Шукшин» Алексей Варламов – «золотое перо» серии «ЖЗЛ». Замечательный прозаик Варламов пишет не только художественные произведения, но и великолепную биографическую прозу. Достаточно вспомнить такие книги в «ЖЗЛ», как «Алексей Толстой», «Булгаков», «Григорий Распутин», «Александр Грин», «Пришвин», «Платонов».
И вот теперь, сложнейший образ Василия Макаровича Шукшина.
В «ЖЗЛ» несколько лет назад вышла отличная книга Владимира Коробова «Василий Шукшин: вещее слово». Предельно трагическое повествование, начинающееся рефреном «Не сберегли…».
Алексей Варламов поставил перед собой иную задачу: показать Шукшина РАЗНЫМ. Таким же разным каким был окружающий его мир. Таким же разным как деревня и город; как журналы «Октябрь» и «Новый мир» и группировавшиеся вокруг них литераторы; как авторский, но сугубо артхаусный кинематограф Тарковского и столь же авторский, но подлинно всенародный кинематограф Шукшина.
Василий Шукшин всегда был одиночкой стоявшим МЕЖДУ…
Его герои (литературные и кинематографические) так и остались между деревней и городом, поэтому назвать Шукшина «деревенщиком» столь же неверно, как и зачислить его по разряду «городской прозы». Он жил и творил в традициях русской литературы с ее состраданием к маленькому человеку. И одновременно мечтал создать и создал, по меньшей мере в прозе, эпический портрет бунтаря Разина.
В кинематографе не успел… Точнее не дали ему УСПЕТЬ киношные генералы и чинуши. Одни боялись, что переплюнет их Макарыч по эпическому размаху и таланту, других страшил в то застойное время пусть даже гипотетический и всего лишь экранный РУССКИЙ БУНТ.
Алексей Варламов написал великолепную книгу, которая не столько биографическая проза, сколько масштабное мозаичное панно с героем во времени и пространстве. Героем в контексте своей противоречивой эпохи. Для этой мозаики Варламову понадобилось найти и отобрать сотни различных «смальт» – документальных свидетельств современников героя, писем, рабочих тетрадей писателя, - из которых автор книги о Шукшине и создал портрет своего героя.
Портрет необычайно яркий, объемный, живой и совершенно не канонический, как бы того кому то не хотелось.