Ваша корзина пуста
серии
Теги

Шукшин, или Портрет без ретуши

Биографию всегда можно выдумать, говорил Егор Прокудин, герой «культовой», как сегодня бы сказали, киноленты Василия Шукшина «Калина красная».
Шукшин же культовость отрицал напрочь.
Как и клановость.
«Один борюсь. В этом есть наслаждение. Стану помирать - объясню», -писал он в рабочих тетрадях.
Объяснить не успел…
Биография Шукшина – это его творческое наследие.
Собственно весь его кинематограф, вся его проза –АВТОРСКИЕ.
Все про себя «НЕлюбимого»…
И это с удивительной проницательностью проследил автор книги «Шукшин» Алексей Варламов – «золотое перо» серии «ЖЗЛ». Замечательный прозаик Варламов пишет не только художественные произведения, но и великолепную биографическую прозу. Достаточно вспомнить такие книги в «ЖЗЛ», как «Алексей Толстой», «Булгаков», «Григорий Распутин», «Александр Грин», «Пришвин», «Платонов».
И вот теперь, сложнейший образ Василия Макаровича Шукшина.


В «ЖЗЛ» несколько лет назад вышла отличная книга Владимира Коробова «Василий Шукшин: вещее слово». Предельно трагическое повествование, начинающееся рефреном «Не сберегли…».
Алексей Варламов поставил перед собой иную задачу: показать Шукшина РАЗНЫМ. Таким же разным каким был окружающий его мир. Таким же разным как деревня и город; как журналы «Октябрь» и «Новый мир» и группировавшиеся вокруг них литераторы; как авторский, но сугубо артхаусный кинематограф Тарковского и столь же авторский, но подлинно всенародный кинематограф Шукшина.
Василий Шукшин всегда был одиночкой стоявшим МЕЖДУ…
Его герои (литературные и кинематографические) так и остались между деревней и городом, поэтому назвать Шукшина «деревенщиком» столь же неверно, как и зачислить его по разряду «городской прозы». Он жил и творил в традициях русской литературы с ее состраданием к маленькому человеку. И одновременно мечтал создать и создал, по меньшей мере в прозе, эпический портрет бунтаря Разина.
В кинематографе не успел… Точнее не дали ему УСПЕТЬ киношные генералы и чинуши. Одни боялись, что переплюнет их Макарыч по эпическому размаху и таланту, других страшил  в то застойное время  пусть даже гипотетический и всего лишь экранный РУССКИЙ БУНТ.
Алексей Варламов написал великолепную книгу, которая не столько биографическая проза, сколько масштабное мозаичное панно с героем во времени и пространстве. Героем в контексте своей противоречивой эпохи. Для этой мозаики Варламову понадобилось найти и отобрать сотни различных «смальт» – документальных свидетельств современников героя, писем, рабочих тетрадей писателя, - из которых автор книги о Шукшине и создал портрет своего героя.
Портрет необычайно яркий, объемный, живой и совершенно не канонический, как бы того кому то не хотелось.