Ваша корзина пуста
серии
Теги

Смело мы в бой пойдём…

В конце прошлого года издательство «Молодая гвардия» осуществило оригинальный книжный проект, посвященный самому знаковому юбилею 1917-го — столетию революции. В едином стилевом оформлении вышли два сборника биографий: «Белые» и «Красные». Их написали авторы, чьи произведения уже не раз выходили в знаменитой серии «ЖЗЛ» и снискали заслуженную популярность.

Над сборником «Белые» работал Вячеслав Бондаренко, писатель, поэт, сценарист, телеведущий, инициатор мемориальных акций, связанных с Первой мировой войной, революцией и последующими за ней событиями. В свой сборник он включил биографии восьми человек, которые связали свою судьбу с Белым делом и стали его легендами: М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов, С. Л. Марков, М. Г. Дроздовский, В.З.Май-Маевский, Н. Э. Бредов, П. Н. Врангель и А. П. Кутепов. Трое из них были генералами от инфантерии, четверо — генерал-лейтенантами, один — полковником, незадолго до смерти произведенным в генерал-майоры. Все восемь были кавалерами самой почетной боевой царской награды — ордена Святого Георгия 4-й степени (разумеется, у каждого были и другие орденские награждения). Вовлеченность каждого в Белое движение была сознательной и чрезвычайно активной. Участию каждого в гражданской войне предшествовала такая же сознательная и активная служба царю и отечеству, а также обычная жизнь в роли сыновей, мужей и отцов — жизнь, в которой раскрывались обычные человеческие качества, не ускользнувшие, к счастью, от внимания автора. Хотя, конечно, главное внимание было уделено тому периоду и тем событиям, которые сделали имена этих восьми человек историческими. В гражданскую войну все они воевали из одинаковых побуждений — сохранить Россию в нерушимости ее вековых духовных и культурных ценностей. Эта общность очевидна даже в названиях глав сборника: «Природный воин», «Верный долгу», «И жизнь и смерть за счастье Родины», «Его бесстрашие передавалось войскам»… После гражданской войны все эти герои стали более или менее памятными символами эпохи, у которой, к несчастью, не было продолжения.

Сборник «Красные» отличается от «Белых» — и не только тем, что цвет обложки другой и над ним работали два автора: писатель Евгений Матонин и историк Ярослав Леонтьев. Десять персонажей этой книги не поддаются сколько-нибудь четкому групповому объединению, как «белые» генералы. Жизнь стихийно отбирала их на роли в новом государстве из фантастического людского разнообразия: «это и военачальники, и государственные деятели, и партизанские командиры, и ученые, и народные вожаки, и авантюристы, и карьеристы, и просто попутчики, и убийцы-садисты, и романтики-идеалисты, и многие-многие другие».

Некоторых из них можно было бы даже назвать «символами революции». Например, Владимира Антонова-Овсеенко, одного из руководителей штурма Зимнего дворца, или анархо-коммуниста Анатолия Железнякова, знаменитого «матроса-партизана Железняка». Другие — Александр Богданов, Леонид Красин — сначала не приняли Октябрь, но остались в целом лояльными к нему, при этом Красин до самой смерти был одним из членов советского правительства. Третьи — Борис Камков, Дмитрий Попов — наоборот, активно участвовали в революционных событиях, но потом разошлись с большевиками и боролись с ними, даже с оружием в руках, хотя и не очень успешно. Наконец, у кого-то, как у легендарного боевика-большевика, «чернорабочего революции» Камо была практически безупречная с точки зрения советской власти биография.

Особенно впечатляют женские жизнеописания. Ирина Каховская, правнучатая племянница декабриста, из рода обрусевших чешско-польских шляхтичей: «совсем девушкой, полуребенком, со скамьи института благородных девиц попала в Акатуй. Нежная, стройная, из числа тех изящных эсеровских барышень, что с поясом, начиненным динамитом, пускались в пляс, она за десять лет сурового каторжного режима приобрела грубые рабочие руки и суровый загар. Но когда лицо улыбалось — словно мягкое весеннее солнце испускало лучи». В 1918 году она участвовала в ликвидации генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна, руководителя военной оккупации на Украине. Из 73 лет жизни 45 провела в тюрьме и ссылке, за пять лет до смерти впервые перевела на русский язык «Маленького принца». На старом кладбище в Малоярославце сохранилась ее могила. В фильме «Гибель империи» она стала прототипом Марии Ковской.

А Мария Никифорова попала в «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, попала как миф, которым осталась даже до сих пор. Верным в сказаниях о ней всегда было одно: «политика» и уголовщина равно являлись основаниями для многочисленных арестов в ее бурной биографии. И то, что дикая слава «Маруськи-атаманши», «Маруськи-анархистки» принадлежала не ей одной: под этим раскрученным брендом орудовали то одна, то другая разудалая грабительница или нимфоманка. «Возможно, феномен подобного размножения Марусек совсем не связан с легендарной Никифоровой. Не исключено, что и не имена это вовсе, а прозвища…»

Новым проектом отнюдь не исчерпана тема революции и гражданской войны. Наоборот: показано, сколько еще предстоит сделать.

Бондаренко В. Белые. — М.:Молодая гвардия, 2018. — 687 с., ил. *****

Матонин Е.В., Леонтьев Я. В. Красные, 2018. 799 с., ил. *****