Смело мы в бой пойдём…
Ещё не так много времени прошло с тех пор, как мы всей страной 23 февраля отмечали День Советской армии и Военно-морского флота. Однако время внесло свои поправки. Страна стала иной. Но праздничный день в календаре остался, более того, стал истинно праздничным, нерабочим днём и название своё изменил на День защитника Отечества. А защитниками оказались не только красноармейцы и краснофлотцы, но и те, кто в начале XX века стоял по другую сторону баррикад и так же с оружием в руках бился за будущее своей Родины — России.
Помню, какое впечатление произвели на меня плакаты и песни времён Гражданской войны, увиденные и услышанные в Историческом музее. В стане красных боец в будёновке, тыкая в меня пальцем, спрашивал: «Ты записался добровольцем?» И гремели знакомые с детства слова:
Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это.
А в стане белых солдат с винтовкой в руке и орденом Святого Георгия на груди, застывший примерно в той же позе, вопрошал: «Отчего вы не в армии?». И лилась та же самая музыка, только слова были иными:
Смело мы в бой пойдём
За Русь святую
И как один прольём
Кровь молодую.
Да уж, чего-чего, а крови было действительно пролито немало. И не каких-то пришельцев-агрессоров-оккупантов, а соотечественников. Точное количество погибших и так называемых косвенных жертв не подсчитано до сих пор и, вероятнее всего, никогда не будет названо. Но если верить цифре, приведённой Вячеславом Бондаренко в своей части двухтомника «Белые» и «Красные», выпущенного совсем недавно издательством «Молодая гвардия», то это будет 12,7 миллиона человек. Именно на такое количество уменьшилось население России с 1917 по 1922 год.
Оговорюсь сразу: обе книги читаются на одном дыхании (над «Красными» трудились в соавторстве Евгений Матонин и Ярослав Леонтьев). И в каждой много интересного. По крайней мере, у понятий «красные» и «белые» оказалось немало оттенков. И часто люди, находившиеся в октябре 1917-го в одном строю, в течение пяти последующих лет порою бились друг против друга.
Мне хочется привести пример из многостраничного труда Вячеслава Бондаренко.
В 1919 году отец провожал в Добровольческую армию сына — девятнадцатилетнего студента Киевского технологического института Владимира Душкина. Его слова сын запомнил на всю жизнь:
— Ты идёшь сражаться за существующее. Сохранение существующего и есть основной долг армии. Дело революционеров — разрушение существующего. Стране, принимающей это разрушение без сопротивления, грош цена. История привыкла к тому, что победителем обычно оказывается разрушитель, и я не знаю, что тебя ждёт. И всё же будем надеяться, что вы окажетесь в числе редких исключений.
Надежда Душкина-отца не оправдалась: существующее было разрушено, на его обломках построено принципиально новое общество. Владимир Душкин — наводчик орудия 1-й батареи 7-й артиллерийской бригады Белой армии прошёл через горнило Гражданской войны, умер в эмиграции, оставив книгу воспоминаний.
А вот его младший брат Алексей остался в России, стал знаменитым архитектором, членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР, трижды лауреатом Сталинской премии. И сейчас невозможно представить Москву без построенных им станций метро «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Новослободская», «Маяковская», без высотки у Красных Ворот, без «Детского мира». На возведённые им вокзалы прибывают поезда в Симферополе и Сочи, Брянске и Евпатории.
Два брата — две судьбы…
А сколько ещё было подобных разорванных семей и искалеченных кровавой междоусобицей судеб! Кто-то шёл на фронты сознательно, кого-то затянул водоворот событий, кто-то в поисках истины или выгоды успел послужить под разными знамёнами, кого-то безжалостно вышвырнуло за пределы страны. Погибшие, искалеченные, умершие от голода и болезней, замученные и расстрелянные, потерявшие близких, ставшие сиротами, сгинувшие на чужбине… Все они — наши соотечественники.
Изучение испытаний, доставшихся нашей Родине в начале прошлого века, ещё далеко от завершения. И национальное примирение, о котором много говорят сегодня, невозможно без глубинного проникновения в случившееся тогда, без раздумий об уроках, которые должны быть извлечены из той трагедии, без избавления от примитивных штампов о разочаровавшихся в идеалах «поручиках Голицыных», с одной стороны, и глубоко идейных комиссарах в пыльных шлемах", не думающих ни о чём, кроме счастья народа, — с другой.
Именно затем, чтобы мы могли лучше понять собственную историю, и написаны книги «Белые» и «Красные».