Страж Союза
В новейшем жизнеописании первый космонавт стал ключевой фигурой советской истории
Про Юрия Гагарина, ставшего ключевым персонажем советского мифологического пантеона, известно много и одновременно очень мало. Многочисленные биографии и воспоминания противоречат друг другу, а все этапы его жизни обросли легендами — как официальными, так и неофициальными. И ни одна из них не раскрывает характер первого космонавта — а именно такую задачу ставит перед собой автор «Юрия Гагарина», литературный критик журнала «Афиша» Лев Данилкин.
Работая над книгой, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», биограф изучил огромное количество мемуарного материала. В случае с детскими и юношескими годами Данилкин восстанавливает жизнь героя по неделям, во взрослом возрасте — по дням и часам, а порой даже минутам. В отличие от многих других жизнеописаний, выходивших в этой серии, в «Юрии Гагарине» нет длинных лирических отступлений и пустопорожней болтовни: все о нем, все по делу. В любой главе — две трети авторского текста, а завершается каждая часть блоком цитат.
Иногда, правда, биограф позволяет себе небольшие вольности: например, описывая встречу первого космонавта и английской королевы, он перемежает цитаты из воспоминаний Гагарина и его современников со сценой первой встречи Алисы и королевы из «Алисы в Стране чудес». Помимо традиционных для биографий приемов, Данилкин использует и не самые распространенные: так, чтобы лучше понять своего героя, биограф прочитал литературу, которую читал космонавт, посмотрел те же фильмы. Автор не просто стремится понять Гагарина и вжиться в его образ, но и сделать его ближе нынешнему читателю из поколения социальных сетей и «Гарри Поттера». Для этого он порой переводит реалии тех лет на современный язык: например, сравнивает ремесленное училище, в котором учился Гагарин, с Хогвартсом.
Данилкин явно хочет показать своего персонажа не просто героем древнего заржавевшего мифа, а живым персонажем, «своим парнем» — который в юности таскал с собой найденный в заброшенных окопах пистолет, а уже став всемирной знаменитостью, умел и любил пошутить над собой. И этот образ нужен Данилкину не просто так. В конце книги он пишет о первом космонавте как об одном из ключевых персонажей истории ХХ века — простой парень с идеальной улыбкой становится символом советского народа, который поставил своей целью покорение космоса и ради этого готов жертвовать многим. И гибель Гагарина положила конец этому проекту. В наше же время, по мнению автора книги, Гагарин — символ идеи, объединяющей народ и государство, — должен служить «антидотом от пошлости капитализма».
Лев Данилкин. Юрий Гагарин. — М.: Молодая гвардия, 2011. — (Жизнь замечательных людей)