Светлейший
«МНОГО величавых образов украшают блестящий век Екатерины, но Потёмкин всех их заслоняет в глазах потомков своею колоссальною фигурой, — писал Виссарион Белинский. — Его и теперь всё так же не понимают, как не понимали тогда: видят счастливого временщика, сына случая, гордого вельможу, — и не видят сына судьбы, великого человека, умом завоевавшего себе безмерное счастье, а гением доказавшего свои права на него. Потёмкин — это одна из тех титанических натур, душа которых вечно пожирается ничем не удовлетворяемою жаждою деятельности, для которых перестать действовать значит перестать жить».
Пожалуй, лучше не скажешь. Исполинский характер личности Потёмкина соответствовал исполинскому характеру его века — века Екатерины Великой, которая сама именовала его не иначе как временем железных титанов. Присоединение Крыма, создание Черноморского флота, военные реформы, города, возведённые в голой степи и в считанные годы зазеленевшие садами. Северное Причерноморье, ощетинившееся гранитными фортами русских крепостей, всё это плоды титанического труда и недюжинного таланта человека, который негласно разделил с государыней верховную власть в империи во второй половине её царствования.
Нельзя не отметить и то, что советская власть не пощадила ни памяти, ни останков светлейшего князя Потёмкина-Таврического. Ревком Херсона в апреле 1921 года сбросил с пьедестала памятник ему, открытый в 1837 году, а в Екатерининском соборе, превращённом большевиками в антирелигиозный музей, были выставлены экспонатами княжеские кости.
Но времена меняются. И как предрекал Гавриил Романович Державин:
В пыли героев попирают!
Героев? — Да! — Но их дела
Из мрака и веков блистают;
Как холмы, гробы их цветут;
Напишется Потёмкин труд!
В 2003 году, в канун 225-летия основания Херсона, памятник светлейшему князю и одному из самых плодовитых государственных деятелей второй половины XVIII века, отлитый по эскизам скульптора Мартоса, вернулся на своё место.