Траектория Грасса
В истории Нобелевской премии по литературе было всего два громких скандала, когда литературных «нобелиатов» обвинили в приверженности к нацизму. Первый – давний. Связан с норвежцем Кнутом Гамсуном, который получил своего «нобеля» в 1920 году, когда призрак нацизма еще только брезжил в головах Гитлера и его будущих соратников.
Гамсун уже в 30-40 –годы прошлого столетия проделал известную эволюцию, став на какое-то время сторонником местного фюрера Квислинга, за что после Второй мировой войны был осужден.
Второй скандал – относительно недавний.
Он разгорелся в августе 2006 года в Германии вокруг литературного «нобелиата» 1990 года Гюнтера Грасса.
Сначала в интервью одному из журналов, а затем в своей мемуарной книге «Луковица памяти» писатель поведал о том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. Писатель искренне воспринимал эту организацию всего лишь как элитные войска. Да и как мог по иному относиться к своей службе Рейху юноша, призванный в ноябре 1944 года в возрасте 17 лет в танковую дивизию войск СС.
Грасс, говорил что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.
Эта история напоминает сюжет популярного в Советском Союзе романа «Приключения Вернера Хольта» другого немецкого писателя Дитера Ноля, который представлял литературу ГДР, в то время как западногерманский литератор Грасс был у нас практически неизвестен.
Конечно, писатель мог бы скрыть эти страницы своей биографии, поскольку в послевоенной Германии за ним после оглушительного успеха романа «Жестяной барабан» утвердилась устойчивая репутация если не антифашиста, то уж однозначно человека не приемлющего тоталитаризм в любой его форме.
Но Гюнтер Грасс никогда не признавал полуправды.
О непростых перипетиях судьбы одного из выдающих писателей послевоенной Германии
рассказывает книга Ирины Млечиной «Гюнтер Грасс», пополнившая серию «ЖЗЛ».
Автор книги прослеживает жизнь писателя, обстоятельно разбирая его произведения.
Можно было бы пойти другим путем, упирая на бытовые детали биографии этого литературного бунтаря.
Но Млечину Гюнтер Грасс интересует в первую очередь как писатель, в творчестве которого история Германии прошлого столетия нашла свое далеко не всегда лицеприятное, но очень честное отражение.