Урок масонства
Тема, одних до сих пор пугающая, даже ужасающая, другими, воспринимаемая с юмором, предлагается Екатериной Глаголевой в молодогвардейской книге «Повседневная жизнь масонов в Эпоху Просвещения».
О масонах писана гора великая, кто здесь только не отметился. И в России тоже многое зафиксировано печатным станком, до сих пор кое-кто самозабвенно разоблачает «вольных каменщиков».
Масоны существуют и сегодня, вот, к примеру, недавно выходили на демонстрации во Франции. Есть они и в других странах. Исследователь О. Платонов утверждает: «Масоны и члены близких к ним организаций – обязательная и определяющая часть всех структур современной власти…» В нашей стране до сих пор некоторым тоже нравится играться в таинственность и напускную магию. Один из кузбасских журналистов описал несколько лет назад функционирование масонской организации в нашем областном центре. Так что, жив курилка!
Глаголева исследует только век Просвещения, то есть XVIII, иногда забираясь в начало соседнего – XIX. Столетие осьмнадцатое осталось в истории, как начавшееся бескровной революцией, а после кровушка людская лилась потоками в бесчисленных войнах, в которых, кстати, участвовала по мере сил и возможностей и Россия. К концу же вызрела кровавая французская революция, ужаснувшая безудержным террором весь остальной мир.
Странновато как-то назвали – век Просвещения. На самом деле это было столетие революций в умах, сердцах, образе жизни. Шла борьба идей в среде интеллектуалов, главный вопрос которой – власть и божественное происхождение государства. Это все оказалось поколеблено теорией общественного договора, сакральная власть абсолютных монархий уступала по всему фронту новым общественным устремлениям. А где не уступала, как в Испании, там страна с исторической точки зрения почти мгновенно отбрасывалась назад, в прозябание и мракобесие. Маленькая Голландия, в конце концов, победила Испанию.
Для передовых людей был великолепный пример – Англия, с конституцией, равенством всех перед законом. Потому-то эта страна и стала владычицей морей, державой номер один – свобода (с поправками на то время) способствовала бурному развитию всех сфер жизни, в том числе, и экономики.
Пруссия рванула вперед, дралась почти со всей Европой и ведь побеждала. А все дело в том, что масон пришел на трон: Фридрих II провозгласил свободу слова, запретил пытки, покровительствовал наукам и искусству.
Екатерина II в России запретила масонство, её сын Павел, взойдя на престол, тоже издает Указ о запрете масонских лож, а сам, в полном согласии с традициями российских властителей делать наоборот словам, становится Гроссмейстером Мальтийского ордена, который соперничал с большинством масонских организаций.
Как бы там ни было, но новые идеи оплодотворяли государственные перевороты, однако, приходящие к власти предпочитали побыстрее забыть благие обещания.
Поколебались позиции религии. Зародилось «общественное мнение». Как грибы росли самые разные кружки, клубы, салоны, в которых муссировались вопросы политики, обсуждали литературу, искусство, общество начало осуждать монархию за её решения и поступки. Вызрело решение о лишении королей физической неприкосновенности. Возникали тайные общества единомышленников, которые могли стать грозной силой. Но масоны демонстративно отталкивались от политики, хотя и вызывали подозрения властей. Люди же, вступая в ложи, чаще всего искали покойное место, где человек человеку брат.
Именно такими отдушинами являлись масонские общества, родиной которых стала Англия. Глаголева подробно, с многочисленными ссылками на документы, показывает, как масонство распространялось по Европе, не исключая и Россию. Все цвета этих объединений, которых страшно боялись российские самодержицы с самодержцами, исследуются и раскрываются подробнейшим образом.
Их страшились власть держащие, а они занимались «нравственным совершенствованием». Одним из первых русских «вольных каменщиков» достаточно высоких масонских ступеней был полководец Александр Суворов. Наверное, и поэтому его, победителя, регулярно отправляли в отставки, а потом призывали к исполнению долга воина, когда припекало под троном, чтобы потом опять изгнать в глушь, в деревню.
У масонов были разные самоназвания: иллюминаты, розенкрейцеры и другие. Автор книги рассказывает о многих из них. Рядовым иллюминатам внушали мысли о превращении человечества в единое целое под руководством «высших сил», они обязаны были повиноваться руководству ордена под страхом смерти. «Увидеть свет» – это значило стать масоном, их самоназвание – «сыны света».
В России, как и в иных весях, масонские сборища – это, чаще всего, дворянские или интеллигентские игрушки-посиделки, приправленные мистикой, архаизированными ритуалами и болтовней.
Ну и, конечно, масоны были выпить не дураки, опять-таки ритуально. Закрытые пирушки с тостами и даже масонскими застольными песнями, например, во Франции это была «Песня молотков». А ещё и музыка, чаще в виде специальных гимнов. Добавьте карты, домино, бильярд! Такой вот «букет» с пивом, вином, крепкими напитками. Из-за таких трапез (по-масонски, «агап») многие их считали пьяницами и развратниками. Ещё были масонские театральные представления, куда уже в той же Англии разрешалось приходить с прекрасными половинами и отпрысками. Не жизнь, малина! Наверное, ещё и поэтому к середине века масонство вошло в моду.
На моду сразу откликнулись ремесленники с торговцами: масонские регалии, кольца, мебель, книги, посуда, коробочки и безделушки с символикой заполонили рынок. Масонские знаки носятся открыто, ими украшают дома, до сих пор в западных городах можно легко увидеть пятиконечную звезду, как олицетворение пяти чувств человека, которые должны совершенствоваться. А ещё и игра в тайну! Вот так «исправлялись нравы».
Россия плелась в хвосте. Если во Франции уже в 1794 году было 8000 школ, то в России к началу XIX века – 550 учебных заведений, где учились от трех до пяти лет. Екатерина II старалась избежать влияния масонов на юные неокрепшие умы и души.
Да и мистика с алхимией, которые рядились в масонские одежки, тоже пугали. Но век то был действительно вольнодумный и распутный, не случайно книги «о морали» получили столь широкое распространение.
Что хорошо, так это то, что в узком слое просвещенных людей, к коим принадлежали масоны, существовала мания и магия писательства. Писали все: короли и цари, царедворцы и даже палачи, помещики и офицеры, сам Бог велел писать масонам. В результате мы имеем богатое рукописное наследство в архивах и книжное – в библиотеках.
Идеи европейской демократии обкатывались в масонских ложах, которые превращались в общества свободных философов. Решения принимали простым поднятием рук, все члены были равны, умелый оратор мог привлечь логикой и красотой речи на свою сторону. И шарами – белыми или черными голосовали – по самым важным вопросам, чем не демократический централизм?..
А путешественники сновали по Европе туда-сюда, разносили свободомыслие. Ещё и языки знали. Французский обогащал все европейские языки, в числе которых и английский, 25 европейских монархий говорили по-французски. А к концу века английский начал оттеснять французский, Россия отставала и от этого языкового процесса. Французы же легко принимали своё лингвистическое, переделанное немного по звучанию и сильно по смыслу, от Англии, обогащая собственный язык. Ау, нынешние «ревнители» языка?..
Многие из образованных русских в те времена знали до пяти языков, читали сразу по выходу все европейские литературные новинки, активно обсуждали, полемизировали. У Глаголевой в книге очень нужная для прочищения мозгов, часть четвертая, в которой рассматриваются все свободы в их развитии.
А ещё в Приложении дается масонская Конституция и прелестная мифологизированная вещица Жерара де Нерваля о родоначальнике масонов. Но последнее уже не несет большого практического интереса, больше – эстетическое наслаждение, в отличие от основного содержания книги, которое заставляет думать о нашем настоящем и, что гораздо ценнее, о сценариях будущего.