В ад за райской птицей
Все, что вы и так знали о Булате Шалвовиче, но не могли нигде прочесть, найдете в книге Дмитрия Быкова «Булат Окуджава» — может быть, лучшей из написанных Быковым.
Предваряет семисотстраничную биографию Быков объяснениями с теми, кому он сам или его персонаж не понравится. Завершает эпилогом, в котором кается, что самого главного не сказал. И смеется над желанием сказать в последнем абзаце. И, естественно, говорит. О том, как, когда и при каких обстоятельствах Окуджава вернется в страну, где его больше нет. И о тех, кому сегодня поэт все еще нужен. Об «уродах, носителях единственных ценностей, имеющих смысл», без которых не было бы ни песен, ни стихов, ни поэта, ни их общей исчезнувшей страны. Все эти «домашние дети… безрукие отцы, нервические матери… хорохорящиеся деды и слезливые бабки…» — Быков был уверен, что они исчезнут. А они все идут и идут. Через десятилетие без своего поэта. И будут идти и идти… А раз так, книга имеет смысл. Даже если она им не понравится. «Всем ведь не угодишь», — предвидит Быков, цитируя Окуджаву.
Пишет Быков об Окуджаве, а начинает с революции. И не только потому, что Шалва и Ашхен — отец и мать оттуда, и без их большевистской трагедии не было бы и такого
А вот и нет. Не то чтобы стихи и биография, приключения слов, смыслов, рифм и героя были тут выдержаны в некой идеальной для истории поэта пропорции. Нет такой пропорции. Но в книге Быкова об Окуджаве из эпизодов жизни появляются строчки. Читаются, слушаются. Одни звучат в мелодиях, залах, кухнях. Другие так и остаются на бумаге. Третьи оказываются вообще прозой.
Пытаться ответить на этот вопрос в
Хотя бы вот это — «Сентиментальный марш». О «комиссарах в пыльных шлемах», зацепивших нецепляемого тем, что писалось в России, Набокова. «Тот самый окуджавский контрапункт, контраст скорби и насмешки, иронии и долга, готовности погибнуть и категорического нежелания делать это… Само сочетание хрупкого тенора, беспомощной гитары и волевого, маршеобразного мотива наводило на мысль о рождении новой литературной манеры, упраздняющей советский железобетон». Или очень точно о
Страна, построенная большевиками без Блока. Россия, отстроившаяся и живущая без Окуджавы. Коммунистическая Россия, отказавшаяся от культуры Блока. Современная — без культуры Окуджавы. И та и другая Россия
Нити времени, порванные, казалось бы, совершенно безнадежно и дважды в двадцатом веке — сначала годом семнадцатым, потом девяностым, — не рвались вовсе. Чтоб почувствовать это, надо обращаться не к политикам, политологам, историкам, публицистам. И даже не к так называемому «народу» и его исторической памяти. К поэтам надо обращаться. К прозе и стихам. Некоторые из которых стали песнями в совершенно новом, например, окуджавском, жанре. Дмитрий Быков снова и снова разбирает, воспроизводит, показывает, как из стихотворных набросков иногда через годы вдруг возникало то, что очень условно можно назвать «песней». И бесспорно, и справедливо «Песней Окуджавы». Кажется, почти тем же способом через иные прозаические опыты («Оправдание», «ЖД», «Списанные») возникла и у самого Дмитрия Быкова эта его последняя биография-литературоведение-
Дмитрий Быков. «Булат Окуджава». М.: «Молодая гвардия», 2009.