«В мире сём, но не от мира сего»
Жизнеописание одного из самых уважаемых русских святых Василия Блаженного (1469- 1552(1551?)), предсказавшего новгородский пожар и набег крымского хана. Своими обличительными речами он приводил в трепет и простых москвичей, и «услаждал правдой», грозных московских государей Василия IIIи Ивана Грозного и, при этом, шокировал окружающих внешним обликом и поведением. Не смотря на то, что пафос обличения был направлен не на толпу, а на власть, его канонизация в чине юродивого произошла в рекордно короткие сроки. В книге дается ответ, отчего именно на русской почве расцвело странное и самобытное явление — юродство? И что это — психическое отклонение или особый вид религиозного подвижничества? И почему его именем назван один их из десяти престолов русского православного храма Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, ставший «визитной карточкой» не только Москвы, но и России. Рассказывают: когда, при обсуждении в Кремле довоенного Генплана Москвы, Лазарь Каганович предложил взорвать творение Ивана Бармы и Постника Яковлева, мешающего, по его мнению, проведению парадов и демонстраций на Красной площади, и попытался убрать макет храма с демонстрационного стола, бывший семинарист грубо одернул железного наркома: «Поставь на место». Об отношении москвичей к юродивым помимо библиографии приведенной в книге, можно узнать из книг Михаила Пыляева «Замечательные чудаки», Ивана Прыжова «Двадцать шесть московских дур и дураков» и Михаила Вострышева «Московские обыватели».
Филипп Тараторкин. Василий Блаженный.- М.: МГ, малая серия ЖЗЛ.