Валентин ЮРКИН: «ЖЗЛ» — часть национального сознания
Издательство «Молодая гвардия» известно прежде всего знаменитой серией биографий «Жизнь замечательных людей». В ситуации все возрастающего интереса читающей публики к жанру нон-фикшн биографии снова становятся бестселлерами. Подтверждением тому служат, в частности, итоги самой крупной литературной премии в стране — «Большой книги», два первых места которой заняли биографии — Ленина в исполнении Льва Данилкина и Катаева, подготовленной Сергеем Шаргуновым.
Мы встречаемся с генеральным директором АО «Молодая гвардия» Валентином Юркиным в просторном кабинете в здании на Сущевской улице. На массивном деревянном столе, обитом зеленой кожей, уже разложены книги издательства, а сам Валентин Федорович, прежде чем начать разговор, сверяется с подготовленным конспектом. И сам же начинает интервью:
— На мой взгляд, существует треугольник, состоящий из трех важных понятий — учитель, книга и личность. В руках вдумчивого учителя книга становится инструментом воздействия на личность. Василий Сухомлинский писал: «Книгу не заменит ничто».
— Валентин Федорович, вы возглавляете одно из виднейших издательств в стране. Как у вас зародился интерес к книге?
— Я вырос в селе Донское, расположенном между Задонском, Ельцом и Липецком. Надо сказать, что это очень литературные места, с которыми связаны такие писатели, как Бунин, Розанов, Пришвин. Станция Астапово, где скончался Лев Толстой, тоже в Липецкой области. Мы жили в обычной сельской избе с деревянным полом. Отмыть его можно было только с помощью топора — надо сказать, малоприятное занятие. И вот старший брат как-то предложил мне сделку — если вымою пол этим топором, он даст мне прочитать сказку.
Так и началось мое увлечение чтением — «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», череда романов Жюля Верна, «Два капитана», Золя, Бальзак. В какой-то момент я был буквально одержим двумя книгами — романами «Овод» и «Как закалялась сталь».
— Сейчас роман Островского влияет на подростков, кажется, не сильно…
— Еще в девяностые годы ошеломленные учителя стали задаваться вопросом, что же делать с этим Павкой Корчагиным. Но ведь дети далеко не всегда понимают политическую подоплеку всех событий, а вот образец преданности чему-то по-настоящему западал. Так и с Корчагиным — с идеологией можно соглашаться или нет, а вот беспредельное мужество сомнений не вызывает. Кстати, Николай Островский сказал великую вещь: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вот с этим «мучительно больно», думаю, сталкивался любой мыслящий человек и убеждался в глубине этого высказывания.
— Визитной карточкой «Молодой гвардии» являются биографии.
— Да, это так. Достоевский в письме брату пишет о том упоении, которое он испытывал при чтении биографий великих людей. Серия «ЖЗЛ» существует уже 127 лет — в ней почти две тысячи томов. Больше десяти лет назад мы запустили и еще одно направление — «ЖЗЛ: Биография продолжается…». В рамках этого проекта вышли книги о Владимире Путине, Борисе Громове, Михаиле Пиотровском, Валерии Газзаеве, Нурсултане Назарбаеве, Минтимере Шаймиеве и многих других. Это был определенный жест, который мы сделали. Ведь несущие конструкции сегодня — это те крупные фигуры, которые на своих плечах несут все проблемы нашего времени. А мы о них в лучшем случае знаем какие-то обрывки телевизионных сюжетов и газетных публикаций.
Помните историю, как во время одного из путешествий Пушкин увидел телегу и спросил сопровождающего, кого везут. Тот лениво ответил: «Какого-то Грибоеда». В телеге же был обезображенный труп Грибоедова. Недаром Александр Сергеевич писал: «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». И сейчас, обсуждая проект той или иной книги, мы всякий раз приходим к выводу, что следы-то остаются, но, к сожалению, не столь значительные, не сопоставимые с ролью этих людей в общественной жизни.
— Каждая минута в графике героев серии «ЖЗЛ: Биография продолжается…» наверняка на вес золота. Как вам удается договариваться с ними о сотрудничестве?
— Приведу такой пример. Как-то мы обсуждали Год кино, и вдруг нас осенило: ведь совсем скоро «Мосфильму» исполнится 100 лет! А за ним стоит интереснейшая фигура нашего современника Карена Шахназарова. Мы начали вести с ним достаточно сложные переговоры: Шахназаров не хочет отвлекаться, у него много творческих планов, а прижизненная биография иногда воспринимается как некое подведение итогов. Но в результате, что называется, не мытьем, так катаньем мы пришли к соглашению, и сейчас идет работа над книгой о Карене Георгиевиче. Убежден, что ничто не помешает нам выпустить ее в 2018 году.
— Как вообще создаются современные биографии? Вы заказываете их у конкретного автора или писатели сами выступают с предложениями?
— По-разному. Мы выпустили примерно 2,5 миллиарда томов. Нашими авторами становились Юрий Гагарин, великие полководцы, крупнейшие ученые, легендарные спортсмены. Серия «Жизнь замечательных людей» без преувеличения часть национального сознания, национальной педагогики.
Если говорить о, пожалуй, самой яркой новинке ушедшего года — Льве Данилкине и его «Ленине», то история следующая. За год до пятидесятилетия полета Гагарина в космос мы предложили Льву Александровичу выпустить книгу о первом космонавте. На тот момент он был известнейшим литературным критиком. Нам рассказывали, что многие издатели, направив ему свой труд для чтения, очень осторожно ждали, что же он скажет, ведь хорошо были известны его непредвзятость, точность, прямота и глубина анализа.
Мы тоже очень осторожно подходили к книге о Гагарине, ведь у нас с ним были особенные отношения, он дружил с «Молодой гвардией», был в редакции буквально за неделю до своей нелепой и трагической гибели. Взявшись за эту работу, Данилкин почти сразу попросил нас помочь ему попасть в отряд космонавтов, чтобы понять, что такое космос. В тогдашнем бедламе сделать это было невозможно, и в итоге он ограничился прыжком с парашютом. Признаюсь, для нас такой подход показался необычным, но многообещающим…
Потом Данилкин пять лет писал книгу о Ленине, и этот труд произвел на нас колоссальное впечатление. Стало понятно, что Лев Александрович — человек, выбирающий большой угол атаки. По нашему ощущению, просто писательство его не устраивает.
— Выходит, он сыграл на повышение, взявшись за работу над книгой о Ленине?
— Конечно! Сложность заключается в том, что наряду с сотнями уже написанных биографий Владимира Ильича существует еще и огромное количество воспоминаний о нем. Напомню, что его собственное собрание сочинений составляет 55 томов, без прочтения которых, конечно, сложно говорить о чем-то всерьез. По сути, жизнь Ленина — круговорот мнений, и разобраться в эпохе, понять и дать свое прочтение — огромное мужество.
Лев Данилкин человек закрытый, он интроверт, но по отдельным его репликам мы все-таки поняли, насколько ему было тяжело. Он ведь буквально следовал по пятам своего героя, объехал огромное количество мест, не только пытаясь понять, что сделал Ленин, но и почувствовать нечто большее. И ему это, надо сказать, удалось.
— Далеко не каждый автор способен на подобный подвиг.
— Да, согласен. Но при этом у каждой книги своя история. Долгое время нам не хватало биографии Вячеслава Молотова, много лет возглавлявшего Совнарком и Наркомат иностранных дел, — ведь были уже написаны книги о Сталине, Хрущеве, Брежневе… Восполнил этот пробел известный политик, внук Молотова Вячеслав Никонов. Помню, когда он представил рукопись, мы, повидавшие многое, были попросту шокированы — материал был гигантский! Пришлось сократить текст до 1300 страниц, чтобы издать биографию в двух томах.
— Кроме биографий вы нередко издаете и мемуарную литературу. Расскажите об этих книгах.
— Вот, к примеру, лежащий перед нами фолиант — «Музыка как судьба». Это дневниковые записи Георгия Свиридова, не только великого композитора, но и крупного мыслителя, знатока литературы. Расшифровка его тетрадей была сделана его племянником Александром Белоненко. Это была очень кропотливая работа.
Жизнь Свиридова была весьма непростой. Возьмем только один момент — отношения с Шостаковичем, который был одновременно и учителем, и оппонентом. Они сходились и расходились, в некоторых моментах оба были на высоте, а бывало, что конкурировали.
Прошло 15 лет после первого издания этих записок, и мы решили вернуться к ним и, кроме того, расшифровать новые тетради. Уверяю вас, что каждая страница этой книги — настоящий вклад в нашу культуру. К примеру, там есть рассуждение на тему, может ли музыка передать мысли. И тут же следует ответ — нет, не может. По мнению Свиридова, музыка может стимулировать рождение мысли, но передать эту мысль способно только слово.
— 2017? й стал для «Молодой гвардии», если судить по премиальным спискам, по-настоящему триумфальным. Какие планы строите на будущее?
— Убежден, что, невзирая на разные сложности, в том числе экономические, упорство и трудолюбие позволят нам и дальше выпускать «прорывные» издания. Мы постоянно работаем над чем-то новым, одновременно готовим десятки интереснейших книг. Читатели могут не сомневаться, что их ждет множество открытий. Например, в наших планах создание цикла «ЖЗЛ» для детей и подростков.
Досье «УГ»
Валентин Федорович Юркин — генеральный директор АО «Молодая гвардия». Родился в 1940 году. Трудовую деятельность начал в колхозе, в шахте, потом были учеба в Липецком педагогическом институте, работа в комсомоле, служба в армии. В 1965 году окончил ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1965), аспирантуру Высшей партийной школы им. К. Маркса при ЦК СЕПГ (1983). Успешно защитил диссертацию. Кандидат философских наук. Имеет звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», награжден медалями, почетным знаком ВЛКСМ. В 1972 году