«Великан исторического сумрака»
КОГДА заходит речь о князе Олеге — одном из первых отечественных правителей, в памяти невольно всплывают знакомые со школьной скамьи пушкинские строки: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам…
«Песнь о вещем Олеге», в основе которой лежит сюжет, почерпнутый поэтом из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, отражает один из хрестоматийных рассказов «Повести временных лет» — историю предсказания волхвом гибели князя от своего коня, как выяснилось впоследствии, от укуса змеи, таившейся в конском черепе.
Другой легендарный сюжет — взятие Константинополя, тогдашней столицы восточнохристианского мира, с помощью поставленных на колёса кораблей, идущих по суше под парусами, — известен меньше, но и он отразился в истории русской культуры и запечатлён в знаменитом фильме Александра Птушко «Илья Муромец». Ну и наконец, кто не помнит о щите Олега, прибитом в знак победы на ворота Царьграда!
Иными словами, Олег — первый древнерусский князь, о времени правления которого сохранились красочные легенды, передававшиеся из поколения в поколение.
При всём легендарном обрамлении князь, безусловно, является масштабной исторической фигурой, и не случайно ещё два века назад историки называли его «великаном русского исторического сумрака», а в истори ографии утвердилось представление о начале древнерусской государственности именно с момента захвата Олегом Киева, то есть с объединения севера и юга Руси, которое произошло в 882 году.
Обосновавшись в Киеве, Олег, а затем и его сын князь Игорь, от которого пошли все последующие древнерусские князья, явились инициаторами переломных событий начальной русской истории.
Об этом, как и целом ряде других эпизодов из жизни и княжения Олега Вещего, идёт речь в новой книге Евгения Владимировича Пчёлова, увидевшей свет в «молодогвардейской» серии ЖЗЛ.