Ваша корзина пуста
серии
Теги

Ветры Куликова поля

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ

В ПАНТЕОНЕ героев Отечества имя великого князя Московского Дми­трия Ивановича, прозванного Донским (1350 - 1389), занимает одно из самых видных мест. Ведь связано оно с побе­дой на Куликовом поле, положившей начало освобождению нашей Родины от власти ордынских ханов. Три века стонала Русь под пятой захватчиков, прежде чем смогла собраться с силами и нанести татаро-монгольским полчи­щам первое сокрушительное пораже­ние. Именно поэтому личность самого князя предельно мифологизирована в нашем сознании: место реального по­литика со всеми его достоинствами и недостатками занял некий идеальный образ непобедимого полководца и канонизированного церковью свято­го. Но в истории всё бывает гораздо сложнее.

Автор новой книги о Дмитрии Дон­ском, доктор исторических наук, про­фессор Николай Сергеевич Борисов старается рассказать о своем герое максимально подробно и объективно, привлекая все имеющиеся к настоя­щему времени исторические источни­ки и восстанавливая сложную картину жизни Древнерусского государства второй половины XIV века. Каким политиком был Дмитрий Иванович? Какими методами он поль­зовался и какие идеи положил в осно­ву своей политической практики? Чего он достиг как правитель своего кня­жества? Каково было в действитель­ности его воздействие на общий ход событий? Иначе говоря, гнал сам он коней к великой цели или испуганные кони сами несли к ней растерявшегося седока?

На все эти вопросы и постарался дать ответы известный российский учёный. Я  специально подчёркиваю этот факт, поскольку несколько лет назад представлял книгу о Донском, вышедшую в этой же "молодогвардей­ской" серии ЖЗЛ. Она принадлежала перу писателя Юрия Лощица и пред­ставляла собой романизированную биографию великого князя. На этот раз перед нами историческая монография. Читать её сложней, зато ваши усилия будут вознаграждены ощущением прорыва сквозь время, пониманием того, что опираетесь не на творческую фантазию автора, а исключительно на факты и дошедшие до нас документы.

 

"ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

ВТОРАЯ новинка, с которой хочу вас познакомить, тоже написана Н.С.Борисовым. И рассказывается в ней о другом выдающемся деятеле русского Средневековья - игумене подмосков­ного Троицкого монастыря Сергии Ра­донежском (1314 - 1392).

В недавние атеистические времена из выдающихся соотечественников, живших в XIV столетии, кроме Дми­трия Донского мы могли назвать разве что Ивана Калиту да Андрея Рублёва.

Но ведь Русь имела длинную череду своих мыслителей и проповедников. Их имена, разумеется, должны стоять в одном ряду с именами государствен­ных деятелей, выдающихся полковод­цев, художников и архитекторов. И первое из первых - имя величайшего русского святого преподобного Сер­гия, радонежского чудотворца.

Жизненный путь "великого стар­ца", "игумена земли Русской", как на­зывали его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от обще­ства людей, а в результате стал его ду­ховным предводителем; он никогда не брал в руки оружия, но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Удивительна и сама тайна, окру­жавшая имя Сергия. Почти во всех зна­чимых событиях эпохи ощущается его незримое присутствие. А между тем до нас не дошли ни его собственные писания, ни записи его бесед и поуче­ний. Большую часть жизни провёл он в основанном им Троицком монасты­ре, однако не был исключительно цер­ковным деятелем. В наиболее драма­тичные моменты он помогал князьям

Северо-Восточной Руси услышать друг друга, убеждал их прекратить крово­пролитные усобицы и сосредоточить внимание на спасении отчей земли от ордынских завоевателей. Именно его слово призывно прозвучало в грозном 1380 году, когда полчища хана Мамая двинулись на Русскую землю.

Впрочем, заслуги Сергия перед Отечеством не сводятся лишь к его миротворческим походам и благо­словению воинов, идущих на Кули­ковскую битву. Для современников

он стал подлинным "светильником" - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая на­зидательности и суда, он учил на лич­ном примере - своим образом жизни и отношением к окружающим.

По словам выдающегося русско­го историка В.О. Ключевского, "при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное воз­рождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затвер­живает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной".