Ветры Куликова поля
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ
В ПАНТЕОНЕ героев Отечества имя великого князя Московского Дмитрия Ивановича, прозванного Донским (1350 - 1389), занимает одно из самых видных мест. Ведь связано оно с победой на Куликовом поле, положившей начало освобождению нашей Родины от власти ордынских ханов. Три века стонала Русь под пятой захватчиков, прежде чем смогла собраться с силами и нанести татаро-монгольским полчищам первое сокрушительное поражение. Именно поэтому личность самого князя предельно мифологизирована в нашем сознании: место реального политика со всеми его достоинствами и недостатками занял некий идеальный образ непобедимого полководца и канонизированного церковью святого. Но в истории всё бывает гораздо сложнее.
Автор новой книги о Дмитрии Донском, доктор исторических наук, профессор Николай Сергеевич Борисов старается рассказать о своем герое максимально подробно и объективно, привлекая все имеющиеся к настоящему времени исторические источники и восстанавливая сложную картину жизни Древнерусского государства второй половины XIV века. Каким политиком был Дмитрий Иванович? Какими методами он пользовался и какие идеи положил в основу своей политической практики? Чего он достиг как правитель своего княжества? Каково было в действительности его воздействие на общий ход событий? Иначе говоря, гнал сам он коней к великой цели или испуганные кони сами несли к ней растерявшегося седока?
На все эти вопросы и постарался дать ответы известный российский учёный. Я специально подчёркиваю этот факт, поскольку несколько лет назад представлял книгу о Донском, вышедшую в этой же "молодогвардейской" серии ЖЗЛ. Она принадлежала перу писателя Юрия Лощица и представляла собой романизированную биографию великого князя. На этот раз перед нами историческая монография. Читать её сложней, зато ваши усилия будут вознаграждены ощущением прорыва сквозь время, пониманием того, что опираетесь не на творческую фантазию автора, а исключительно на факты и дошедшие до нас документы.
"ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ"
ВТОРАЯ новинка, с которой хочу вас познакомить, тоже написана Н.С.Борисовым. И рассказывается в ней о другом выдающемся деятеле русского Средневековья - игумене подмосковного Троицкого монастыря Сергии Радонежском (1314 - 1392).
В недавние атеистические времена из выдающихся соотечественников, живших в XIV столетии, кроме Дмитрия Донского мы могли назвать разве что Ивана Калиту да Андрея Рублёва.
Но ведь Русь имела длинную череду своих мыслителей и проповедников. Их имена, разумеется, должны стоять в одном ряду с именами государственных деятелей, выдающихся полководцев, художников и архитекторов. И первое из первых - имя величайшего русского святого преподобного Сергия, радонежского чудотворца.
Жизненный путь "великого старца", "игумена земли Русской", как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки оружия, но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.
Удивительна и сама тайна, окружавшая имя Сергия. Почти во всех значимых событиях эпохи ощущается его незримое присутствие. А между тем до нас не дошли ни его собственные писания, ни записи его бесед и поучений. Большую часть жизни провёл он в основанном им Троицком монастыре, однако не был исключительно церковным деятелем. В наиболее драматичные моменты он помогал князьям
Северо-Восточной Руси услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы и сосредоточить внимание на спасении отчей земли от ордынских завоевателей. Именно его слово призывно прозвучало в грозном 1380 году, когда полчища хана Мамая двинулись на Русскую землю.
Впрочем, заслуги Сергия перед Отечеством не сводятся лишь к его миротворческим походам и благословению воинов, идущих на Куликовскую битву. Для современников
он стал подлинным "светильником" - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая назидательности и суда, он учил на личном примере - своим образом жизни и отношением к окружающим.
По словам выдающегося русского историка В.О. Ключевского, "при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной".