Внук Толстого выбрал лучших писателей России
9 сентября музей-усадьба великого русского писателя Льва Николаевича Толстого традиционно принимала гостей — в день рождения гениального владельца Ясной Поляны его родовое гнездо стало местом для проведения нескольких культурных мероприятий.
Музыкальный фестиваль, XV Писательские встречи, ежегодно собирающие в Ясной Поляне многих российских и зарубежных писателей, литературоведов, специалистов по творчеству Толстого, критиков, журналистов и других деятелей культуры... По традиции в первый день этих мероприятий их участники совершают торжественное возложение цветов на могилу Льва Николаевича.
Толстой завещал похоронить себя на краю оврага — того самого, где в детстве пытался найти "зеленую палочку", волшебный артефакт, придуманный его братом Николаем. На могиле писателя нет ни памятника, ни даже плиты — просто небольшой холмик, покрытый зеленый травой. И только несколько раз в год он украшается огромными букетами живых цветов — 9 сентября как раз один из таких дней.
Также в эту знаменательную дату в имении одного из самых известных русских писателей традиционно происходит еще одно культурное событие — оглашение короткого списка серьезной и авторитетной литературной премии "Ясная Поляна".
Ее победители в двух номинациях "XXI век" и "Современная классика" получат по 750 000 и 900 000 тысяч рублей. В этом году организаторы ввели одно новое правило, которого больше нет ни в одном российской премии — все авторы, попавшие в шорт-лист, получают денежные призы независимо от того, станут они победителями или нет. Сумма в 150 000 рублей распределяется между всеми шестью номинантами, книги которых вошли в короткий список.
Членами жюри в 2010 году являются: писатель и критик Лев Александрович Аннинский, литературовед Павел Валерьевич Басинский, прозаик и исследователь русской литературы ХХ века Алексей Николаевич Варламов, журналист и писатель Игорь Петрович Золотусский, публицист и писатель Валентин Яковлевич Курбатов, писатель Владислав Олегович Отрошенко, а также председатель жюри, директор Музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" Владимир Ильич Толстой.
В этом году из сорока двух произведений, выдвинутых на премию, в короткий список вошли шесть книг: "Перс" Александра Иличевского, "Треугольное письмо" Бориса Климочева, "Грех жаловаться" Максима Осипова, "Асистолия" Олега Павлова, "Замороженное время" Михаила Тарковского и "У мирного порога моего" Елены Тахо-Годи.
В краткой резюмирующей речи члены жюри заявили, что премия "Ясная поляна" (как, собственно, и любая отечественная литературная премия), прежде всего, является мероприятием, которое оживляет литературную жизнь, не претендуя на стопроцентную объективность.
О внутренней кухне литературных премий читателям "Правды.Ру" рассказал член жюри премии "Ясная Поляна", лауреат премии "Большая книга" Алексей Николаевич Варламов:
- Как вы прокомментируете выбор жюри? Почему в короткий список вошли именно эти произведения?
- Потому, что члены жюри сочли их самыми достойными и интересными. Это — результат некоторого компромисса, который всегда бывает, когда работает жюри. Но, если говорить об этой шестерке, то здесь можно увидеть трех достаточно известных авторов (Илличевский, Павлов и Тарковский), а также три имени, которые менее знакомы широкой публике, хотя, конечно, в узких литературных кругах их знают. И это просто здорово, потому, что премия не должна привлекать внимание только к известным писателям, добавляя им известности. Она призвана и менее известных писателей выводить из тени. Премии в литературной среде очень важны, так как являются ориентиром для читателя. Все-таки книги, которые прошли через жесткое сито мнений членов жюри, как правило, являются такими произведениями, прочитав которые вы не пожалеете о потраченном времени.
- А как вообще премии влияют на литературный процесс?
- Конечно же, они его улучшают! В первую очередь, потому, что писателям, хорошим писателям, сегодня действительно нужны деньги. Гонорары сейчас маленькие, и любая литературная премия для писателя — это возможность спокойно заниматься некоторое время литературным трудом или решить какие-то свои насущные проблемы. Кроме того, денежные поощрения привлекают внимание публики и прессы. Чем лучше премия раскручена, тем больше интерес к ней, а любое внимание к современной литературе идет на пользу, и ей, и обществу.
На мой взгляд, в советское время (хотя я и не поклонник его) существовали идеальные отношения между писателем и читателем. Сегодня об этом можно только с сожалением вспоминать. Тогда книга была действительно событием, произведения активно обсуждались во всех слоях общества, книга позволяла себе больше, чем любая газетная и журнальная статья. И это было очень хорошо и для литературного процесса, и для общения между людьми.
Сейчас, увы, мы это полностью утратили. Книгу заменили телевизор и всякие подобные вещи. А книга чем отличается от телевизора? Она учит думать. Даже плохая книга пробуждает в человеке способность к диалогу, что очень важно для нашего монологизированного общества, где люди - как зомби, которых глушат останкинской тарелкой. И чтение книг разгоняет каким-то образом жир, в который мы все погружены. И литературная премия — лишний повод для того, чтобы люди обратили внимание на книги и стали читать. Читать книги — это здорово.
- А не возникает ли для некоторых писателей искус, писать, что называется "под премии"?
- Как справедливо заметил другой член жюри, Павел Басинский, чем больше старается писатель получить премию, тем меньше у него шансов. Ведь члены жюри — люди искушенные. От них не скроются такого рода уловки, как раз вызывающие негативную реакцию.
Поэтому я не знаю случая, чтобы человек написал произведение специально "под премию", и потом ее получил. Думаю, такое практически невозможно. А если и найдется искусный человек, который сможет так написать и нас всех обмануть, то он действительно окажется этой премии достоин. А так, премия, как правило, сама находит того, кто ее достоин, без всяких усилий со стороны автора. Просто ему нужно достичь необходимого уровня, чтобы оказаться в поле зрения жюри. Ведь если у человека нет достойного уровня, то за что его награждать-то?
- А есть ли у известных авторов преимущество перед неизвестными?
- Если говорить честно, то, наверное, какое-то преимущество есть. Довольно сложно представить, что какая-либо премия, Букеровская, или Большая книга, или Ясная Поляна, полностью состояла бы из неизвестных авторов.
Более того, если бы можно было в качестве эксперимента выдать членам жюри произведения без указания фамилий авторов, то, может быть, их выбор был бы несколько другим. Конечно, какая-то магия писательского имени присутствует, и любая премия заинтересована в том, чтобы в списке нового сезона были известные имена. Это придает премии солидность.
С этой точки зрения, может быть, у известных авторов и есть преимущество. Но, с другой стороны, у членов жюри всегда присутствует искушение кого-то открыть. Поэтому у неизвестного автора также есть свои бонусы. В конечном итоге, все определяет качество письма. Потом, иногда бывает, что известный автор написал не очень хорошую вещь, но жюри все равно включает его в список — это жест вежливости по отношению к мастеру. Впрочем, дальше этого жеста вежливости дело никогда не пойдет. Длинный список, короткий список - туда включат, а сделать писателя лауреатом только за былые заслуги никто не возьмет на себя ответственность. В конечном итоге определять все будет текст.