Вспоминая Фадеева
Издательство «Молодая гвардия» с удовольствием приглашает писать в серию ЖЗЛ разных писателей. Неожиданный взгляд — что может быть интересней, когда читаешь о, казалось бы, известном человеке. Так Сергей Шаргунов написал о Валентине Катаеве, а Захар Прилепин о Леониде Леонове. Местами спорно, местами неоднозначно, но, без сомнения, интересно.
Василий Авченко просто обязан был написать биографию Александра Фадеева. Во-первых, он сам из Владивостока — а юные годы будущего писателя прошли именно в тех краях. Во-вторых, Авченко бывший военный, а значит, военное прошлое писателя тоже хорошо понимает. В-третьих, Авченко сам в чем-то из той породы «горячих голов», что готовы ринуться в бой за идею, каким был Фадеев.
О писателе и литературном функционере Александре Фадееве написано много. Но все это кануло в прошлое. Как ушли в прошлое книги писателя. Сейчас Фадеев может быть интересен только фактом своей смерти. Застрелился. Почему? Совесть замучила? Спился? Болезни доканали? Книга и вышла на следующий год после 60-летия самоубийства Фадеева. Но Авченко в первую очередь не это привлекает в писателе. Он хочет именно что восстановить доброе имя земляка, напомнить о замечательных книгах, прервать дурную цепочку — раз был популярен при Советах, значит, плохой.
Василий Авченко певец своего края, в книге «Фадеев» даже больше рассказывает о Дальнем Востоке, о его живительной силе, о его потрясающей мощи, о его незабываемой красоте, чем о самом писателе. В какой-то момент история революционного Дальнего Востока автора начинает интересовать сильнее того, что юный Фадеев, носящий тогда кличку Булыга, делал в тех краях. Очень подробно описаны военные действия гражданской войны, коварство японцев, рвение молодых партизан. Прекрасный портрет Сергея Лазо, молодого, горячего, искреннего и до времени невероятно удачливого. Кажется, что страницы о Булыге-Фадееве на этом фоне меркнут. Ведь не он сыграл главную роль в развитии Дальнего Востока, а Дальний Восток так глубоко запал ему в душу, что до смерти и не отпустил.
С настойчивостью автор повторяет, что единственное по-настоящему сильное произведение Фадеева — это дальневосточный «Разгром». А все остальное — эхо. Даже «Молодая гвардия» — все о том же, о юности, о горячих сердцах, о бесстрашных подростках, что действовали в годы гражданской войны во Владивостоке.
Авченко с жаром защищает писателя, старательно развеивая миф о нем, как о «сталинском» палаче. Повторяясь, перескакивая с одного на другое, он раз за разом подчеркивает, что пуля, завершившая жизнь писателя, была не случайна. Она всю жизнь преследовала писателя. И финал был неизбежен.
Если бы Фадеев собрался и все-таки уехал во Владивосток… Если бы высокое начальство во главе с Хрущевым ответило хотя бы на одно его письмо… Автор уверен, что Фадеев был предтечей «оттепели». Если бы не так донимали болезни. Если бы…
Авченко настолько увлечен и материалом, и своим героем, что не замечает, что порой бродит по кругу. Но многое искупает его горячее желание рассказать свою правду. Жаль, что мы не так много получаем информации о самом писателе, в биографии остаются пробелы, но чего читатель получит сполна — так это вольного воздуха Дальнего Востока, восторга перед просторами, любования красотами и уверенностью, что Фадеев вернется в литературную историю героем. Что «Последний из удэге» будет дописан.