Высотный канон Олтаржевского
Вышла книга об архитекторе ВСХВ, зданий Киевского вокзала и гостиницы «Украина»
Первым главным архитектором и автором планировки Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ) был Вячеслав Олтаржевский. Недавно в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышла первая подробная биография мастера.
Обложку издания украшают фотографии ВВЦ и гостиницы «Украина». Это самые известные работы Вячеслава Олтаржевского (1880–1966). Но автор книги историк культуры Ольга Никологорская напоминает читателям и о других страницах творческой биографии архитектора.
Вячеслав Олтаржевский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, прошел курс обучения в Венской академии художеств. На способного юношу быстро обратили внимание московские наставники. В 1904 году видный архитектор И.А. Иванов-Шиц привлек студента к проектированию Окружной железной дороги. Молодой специалист успешно справился с заданием и вскоре получил еще один ответственный заказ – стал соавтором проекта здания Купеческого клуба на Малой Дмитровке (ныне – театр «Ленком»).
В дореволюционный период Олтаржевский построил (самостоятельно и в соавторстве) здание Северного страхового общества на углу Ильинки и Новой площади, доходный дом на Нижней Красносельской улице, Голофтеевский пассаж на Петровке.
Важнейшей из работ архитектора стал Брянский, а ныне Киевский вокзал. Олтаржевский отвечал за художественный облик здания, конструктивной частью заведовал И.И. Рерберг, а дебаркадер над перроном проектировал В.Г. Шухов. Строительство велось во время Первой мировой войны, когда Вячеслав Константинович был призван в армию, в инженерные части. К счастью, все основные архитектурные черты этого интересного здания (включая башню с орлами и курантами) дошли до наших дней без утрат и искажений.
В 1922 году Олтаржевского назначили заместителем главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на Крымском Валу. Архитектор не только участвовал в составлении плана выставки и разработки ее общей концепции, но и стал автором нескольких сооружений – павильона «Текстильная промышленность», украшенного изящной колоннадой: его внутренний двор украшала скульптура молодой женщины, демонстрирующей отрез ткани, работы Сергея Коненкова.
Этот опыт пригодился Вячеславу Константиновичу в 30-е годы, когда он стал главным архитектором ВСХВ. Новая выставка была уже рассчитана на долгую жизнь. Место для ее строительства Олтаржевский подбирал тщательно, учитывая и ландшафт, и особенности почвы, и розу ветров. В архиве ВВЦ недавно обнаружился один самых первых эскизных проектов общей планировки территории выставки, датированный 1935 годом. Основные черты этой концепции были использованы в итоговом плане, под которым, правда, уже стояли фамилии других людей.
Олтаржевского сняли с должности и арестовали в июле 1938 года за «участие в антисоветской вредительской организации», якобы пытавшейся сорвать строительство главной выставки страны. Пять лет он провел в заключении. Разносторонний профессиональный опыт пригодился архитектору и в этих трудных условиях: он проектировал в Воркуте жилые и промышленные здания. А в 1943 году Олтаржевский отправил письмо Сталину, в котором сформулировал принципы послевоенного строительства, в том числе высотного. Кажется, послание дошло до вождя и понравилось ему: Вячеслав Константинович был досрочно освобожден и сразу же назначен начальником отдела в Комитете по архитектуре.
Одновременно он начал работать над проектом высотного здания в Москве. Олтаржевский выполнял обязанности архитектурного куратора всего «высотного» проекта: он создал тип, образец многоэтажного здания, который затем варьировали разные архитекторы. Именно созданная Олтаржевским в соавторстве с А.Г. Мордвиновым гостиница в Дорогомилове (название «Украина» она получила уже на завершающем этапе строительства) стала каноном советского высотного дома. По этому образцу были построены высотки в Риге и Варшаве, планировались и аналоги в других городах СССР. Не случайно именно этому архитектору было поручено написать большую монографию о строительстве высотных зданий в Москве. К тому же Олтаржевский в то время был единственным из советских архитекторов, обладавший серьезным опытом работы в США, на «родине небоскребов» (с 1924 по 1935 год).
Архитектор тщательно подходил к проектированию всех элементов здания гостиницы. Например, он стремился избавиться от монотонности длинных коридоров, поэтому разбил их на отдельные участки с особым оформлением. Он предложил выполнить прилавок кафетерия в форме подковы, поскольку это обеспечивало максимально быстрое обслуживание. В каждой детали гостиницы, даже мельчайшей, проявились талант, вкус и эрудиция архитектора.
Многие построенные Олтаржевским московские здания признаны памятниками архитектуры и находятся под государственной охраной. Он особенно гордился званием «Почетный строитель», которое получил в период работы над московской высоткой в 1952 году.
Ольга Никологорская. Олтаржевский. – М.: Молодая гвардия, Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2013. – 224 с. (ЖЗЛ).