ЗАЩИТНИК ВСЕЯ РУСИ
ХОРОШИЙ подарок к Дню защитников Отечества сделало издательство «Молодая гвардия», выпустив в своей знаменитой серии ЖЗЛ том, посвящённый легендарному защитнику русской земли Илье Муромцу.
Образ этот, несомненно, знаком каждому из нас с детства по сказкам, былинам, по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (чаще именуемой в народе «Три богатыря»), по замечательному художественному фильму Александра Птушко, в котором роль Ильи блестяще сыграл народный артист СССР Борис Андреев. Но что стоит за всем этим? Можно ли восстановить биографию народного героя? Да и вообще, реальный это человек или некий собирательный образ? А если так, то был ли у него исторический прототип или сразу несколько?
На все эти вопросы и попытался ответить в своей книге писатель Александр Сергеевич Королёв. Он тщательно прослеживает развитие и становление образа главного героя русского богатырского эпоса, досконально разбирает все основные версии, высказывавшиеся на сей счёт в исторической науке. И в результате фигура Ильи Муромца, казалось бы, такая знакомая и привычная, обретает новые, порой неожиданные черты.
В поисках возможных прототипов автор путешествует во времени и пространстве, разбирая плюсы и минусы каждого претендента на эту роль.
А таковых, как оказалось, немало. Это и инок Киево-Печерского монастыря Илья, живший предположительно в XII веке и причисленный Русской православной церковью к лику святых. Тут и легендарный «король Руси», или, по- другому — «ярл Греции» богатырь Или- ас, родственник и соратник столь же легендарного правителя Руси конунга Вольдемара, с незапамятных времён являющегося героем немецких средневековых поэм. Тут и казак Илейка Муромец, выдававший себя за «царевича Петра», мифического сына русского государя Фёдора Ивановича, и многие другие.
А ещё среди героев книги — русские сказители, благодаря которым нам и стала известна былинная биография богатыря Ильи. Сегодня трудно представить, но основной массив былин собран и записан исследователями сравнительно недавно, и более восьмидесяти процентов собранного материала о богатырях приходится на две губернии — Архангельскую и Олонецкую. Хватись исследователи на полвека позже, и мы бы, как говорится, остались с носом. Ведь, к примеру, на юге, где стихи распеваются казачьими хорами, отражается в основном разгул казачьей вольницы в XVII веке, и там «есаул Илья Муромец» подвиги свои совершает отнюдь не на коне, а на Со- коле-корабле, поскольку «ходит-гуля- ет» по морю синему Хвалынскому — то есть по Каспию.
Буквально на одном дыхании прочитал я книгу Королёва. Но как с раннего детства жил во мне образ Ильи, почерпнутый из стихотворения Алексея Константиновича Толстого, так и остался незыблем:
Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь…
В древнем Муроме вам и сегодня покажут «избу Ильи Муромца», в которой знаменитый муж якобы сиднем просидел первые тридцать лет и три года своей жизни. Существует и его гробница в Киево-Печерской лавре в так называемых ближних пещерах. Помнится, меня потрясла встреча с нею. Ведь там покоятся мощи отнюдь не великана, а обычного (по нынешним же меркам и вообще среднего роста) человека. Это открытие не просто обожгло, но и подтолкнуло к раздумьям. А вскоре балладные строки потекли сами собой:
…И кипенье непривычно в мутном сердце улеглось: как-то больно прозаично из темна глядела кость.
Да-в парче, расшитой златом, да — за стёклами ларца, но смугла и простовата, как у деда и отца.
И в лампадном тусклом свете стало ясного ясней, что иных останки эти ни массивней, ни длинней.
Не за тем, чтоб любоваться, на святую ткань легли эти скрюченные пальцы цвета вспаханной земли,
А чтоб раз и без обмана собственный проверил взгляд, что не только великану подчиняется булат;
Что дурная небылица приучает с юных лет нас орясиной гордиться, а не тем, в чьём сердце свет.
И пока живут химеры, ложный царствует кумир, этот мир, лишённый веры, и не Божий.
И не мир.