Ваша корзина пуста
серии
Теги

ЗАЩИТНИК ВСЕЯ РУСИ

ХОРОШИЙ подарок к Дню защит­ников Отечества сделало издательство «Молодая гвардия», выпустив в своей знаменитой серии ЖЗЛ том, посвящён­ный легендарному защитнику русской земли Илье Муромцу.

Образ этот, несомненно, знаком каждому из нас с детства по сказкам, былинам, по картине Виктора Михай­ловича Васнецова «Богатыри» (чаще именуемой в народе «Три богатыря»), по замечательному художественному фильму Александра Птушко, в котором роль Ильи блестяще сыграл народный артист СССР Борис Андреев. Но что стоит за всем этим? Можно ли восста­новить биографию народного героя? Да и вообще, реальный это человек или некий собирательный образ? А если так, то был ли у него исторический прототип или сразу несколько?

На все эти вопросы и попытал­ся ответить в своей книге писатель Александр Сергеевич Королёв. Он тщательно прослеживает развитие и становление образа главного героя русского богатырского эпоса, доско­нально разбирает все основные вер­сии, высказывавшиеся на сей счёт в исторической науке. И в результате фигура Ильи Муромца, казалось бы, такая знакомая и привычная, обретает новые, порой неожиданные черты.

В поисках возможных прототипов автор путешествует во времени и про­странстве, разбирая плюсы и минусы каждого претендента на эту роль.

А таковых, как оказалось, немало. Это и инок Киево-Печерского монасты­ря Илья, живший предположительно в XII веке и причисленный Русской пра­вославной церковью к лику святых. Тут и легендарный «король Руси», или, по- другому — «ярл Греции» богатырь Или- ас, родственник и соратник столь же легендарного правителя Руси конунга Вольдемара, с незапамятных времён являющегося героем немецких средне­вековых поэм. Тут и казак Илейка Му­ромец, выдававший себя за «царевича Петра», мифического сына русского государя Фёдора Ивановича, и многие другие.

А ещё среди героев книги — рус­ские сказители, благодаря которым нам и стала известна былинная био­графия богатыря Ильи. Сегодня труд­но представить, но основной массив былин собран и записан исследовате­лями сравнительно недавно, и более восьмидесяти процентов собранного материала о богатырях приходится на две губернии — Архангельскую и Оло­нецкую. Хватись исследователи на полвека позже, и мы бы, как говорится, остались с носом. Ведь, к примеру, на юге, где стихи распеваются казачьими хорами, отражается в основном разгул казачьей вольницы в XVII веке, и там «есаул Илья Муромец» подвиги свои совершает отнюдь не на коне, а на Со- коле-корабле, поскольку «ходит-гуля- ет» по морю синему Хвалынскому — то есть по Каспию.

Буквально на одном дыхании про­читал я книгу Королёва. Но как с ран­него детства жил во мне образ Ильи, почерпнутый из стихотворения Алек­сея Константиновича Толстого, так и остался незыблем:

Под бронёй с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья.

Едет бором, только слышно,

Как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь…

В древнем Муроме вам и сегодня покажут «избу Ильи Муромца», в ко­торой знаменитый муж якобы сиднем просидел первые тридцать лет и три года своей жизни. Существует и его гробница в Киево-Печерской лавре в так называемых ближних пещерах. Помнится, меня потрясла встреча с нею. Ведь там покоятся мощи отнюдь не великана, а обычного (по нынешним же меркам и вообще среднего роста) человека. Это открытие не просто обо­жгло, но и подтолкнуло к раздумьям. А вскоре балладные строки потекли сами собой:

…И кипенье непривычно в мутном сердце улеглось: как-то больно прозаично из темна глядела кость.

Да-в парче, расшитой златом, да — за стёклами ларца, но смугла и простовата, как у деда и отца.

И в лампадном тусклом свете стало ясного ясней, что иных останки эти ни массивней, ни длинней.

Не за тем, чтоб любоваться, на святую ткань легли эти скрюченные пальцы цвета вспаханной земли,

А чтоб раз и без обмана собственный проверил взгляд, что не только великану подчиняется булат;

Что дурная небылица приучает с юных лет нас орясиной гордиться, а не тем, в чьём сердце свет.

И пока живут химеры, ложный царствует кумир, этот мир, лишённый веры, и не Божий.

И не мир.