Затратная любовь
Книга о Сергее Щукине и Иване Морозове, а также о не так широко известном русском художнике и коллекционере Илье Остроухове рассказывает о вечной страсти — непреодолимой любви к искусству. Написана она с восхищением и уважением к главными героям, но не идеализирует их
Подзаголовок книги Наталии Семеновой о московских коллекционерах: «С. И. Щукин, И. А Морозов, И. С. Остроухов: три судьбы, три истории увлечений» не вполне отражает содержание. Стандартный том серии ЖЗЛ честно поделен на части, посвященные каждому из заявленных замечательных людей и великих коллекционеров, но помимо подробного изложения обстоятельств их жизни автор втиснула в заявленный сюжет множество историй про жизнь, женитьбы-замужества, самоубийства, путешествия, чудачества и филантропические подвиги их родителей, братьев, сестер и кузенов.
От обилия эпизодических действующих лиц с одинаковыми фамилиями — Морозовы, Щукины, Третьяковы, Боткины, Мамонтовы — начинаешь путаться, кто кому шурин (только Семенова их различает). Но без набора таких изумляющих историй книга профессионального искусствоведа потеряла бы часть занимательности и обаяния. И страстей главных героев нам не понять, если не помнить, из какой мощной, страстной и даровитой купеческой среды они вышли.
Собирательство, конечно, было их страстью, маниакальной, болезненной. История отношений Щукина и Матисса — просто любовно-авантюрный роман, где коллекционер — лицо страдательное, а художник, естественно, холодный обольститель. Наверное, отношения покупателя и производителя товара только в случае искусства имеют такое распределение ролей. Без сильного характера и наглой самоуверенности ни капитала не наживешь, ни в великие (дорогие, модные) художники не выбьешься.
У всех трех романов собирателей с искусством один трагический конец — революция и национализация. Советская власть вторгается в книгу, по-хамски разрушая созданное другими, экспроприируя в общем-то ненужное ей.
Нынешнее общество унаследовало, как купеческие дети душевные болезни, предрассудки советского. Сегодня к коллекционерам относятся подозрительно, в бескорыстную любовь к искусству не верят и ставят им в укор идеализированных Щукиных и Морозовых.
Бескорыстными они не были, широкими — относительно. Щукин покупал картины только на проценты с капитала, Морозов шиковал и никогда не торговался, а выросший в честной бедности Илья Семенович Остроухов мог и сжульничать при посредничестве в продаже антиквариата.
Но Остроухов открыл миру живописные достоинства русской иконы и укреплял Третьяковку, а Щукин с Морозовым с азартом покупали новых парижских художников под обвинения окружающих и газет в клиническом безумии и измене отечеству. Теперь их коллекции — наша музейная гордость, обменный капитал, благодаря которому культурная жизнь в русских столицах не так уж и провинциальна.