Жюль Верн, или куда уходит детство
Он искренне обижался, когда его причисляли, причем заслуженно, к почетной когорте детских писателей. Жюль Верн хотел, и это у него блистательно получилось, стать вровень с Дюма-отцом, только не в истории, это было бы эпигонством, а в географии. Его серия «Необыкновенные путешествия», которую писатель создал вместе с издателем Пьером-Жюлем Этцелем, принесла ему славу самого читаемого писателя не только во Франции, но во многих странах, в том числе в России.
Кто бы знал сегодня третьесортного драматурга Жюля Верна? А ведь первые литературные опыты мэтра мастера приключенческого и фантастического жанра относятся к сочинению водевилей, опереточных либретто, позднее исторических драм, которые раскритиковал даже благожелательный Дюма-отец.
Жюль Верн, о творчестве которого уничижительно отзывался тогдашний властитель дум французского общества Эмиль Золя, вошел в пантеон мировой литературы вместе с детьми капитана Гранта, чудаковатым натуралистом Паганелем, капитаном Немо, инженером Сайрусом Смитом и его друзьями, с мужественным юношей Диком Сэндом. Эти герои оставались с новыми подрастающими поколениями на протяжении полутора столетий. И будем надеяться, останутся и в будущем.
Во всяком случае, в старейшей российской книжной серии «ЖЗЛ» Жюль Верн недавно обрел великолепного биографа Геннадия Прашкевича, который создал блестящее, не побоюсь этого превосходного эпитета, жизнеописание «путешественника по мирам и планетам», который последние тридцать лет своей жизни почти безвылазно провел в тихом провинциальном Амьене. Что впрочем, не мешало ему быть повсюду на земле, под водой и в небесах.
О Жюле Верне написано немало книг. В том числе и в нашей стране, где книги мэтра читал своим детям Лев Толстой. Нисколько не умаляя заслуги прежних биографов Жюля Верна Кирилла Андреева и Леонида Борисова, осмелюсь утверждать, что новая книга Геннадия Прашкевича «Жюль Верн» лучшая на сегодняшний день биография «вечного спутника пытливого юношества».
Новые времена создают новых кумиров. Но Гарри Поттер никогда не затмит детей капитана Гранта и Дика Сэнда.
Прашкевич пишет о своем герое так, как и должен писать писатель о писателе. Вот также блистательный Андре Моруа рассказывал о трех Дюма, Викторе Гюго, Жорж Санд и Бальзаке. Никакой беллетристики. Только голая правда фактов и документов. Но за ними, благодаря таланту рассказчика, мы видим живого человека. Это не бледная тень великой личности в музейной экспозиции.
Жюль Верн для автора, прежде всего, человек со всеми его достоинствами и недостатками. Его жизнь не была столь фееричной как жизнь Дюма-отца, впрочем, не была она и мрачной.
История Франции его времени была бурной и изменчивой.
Он обожал путешествия, но его морские прогулки на яхтах «Сан-Мишель» ограничивались каботажным плаванием, на кругосветку не хватало времени. Оно без остатка отдавалось литературному труду, тем самым незабываемым путешествиям и приключениям, которые все мы совершали вместе с героями Жюля Верна, пребывая в стране по имени Детство.