ЖЗЛ: Леонид Гайдай
Евгений Новицкий. Леонид Гайдай. — М.: Молодая гвардия, 2017.
Каждый год в новогодние праздники я смотрю несколько фильмов Леонида Гайдая (нет, мне не надоело, я люблю пересматривать и перечитывать любимое). Я знаю эти фильмы наизусть, но никогда ничего не слышала об их создателе, поэтому очередной выпуск «Жизни замечательных людей», посвящённый режиссёру самых популярных советских комедий, стал моим первым новгодним чтением.
Это, конечно, чтение-мечта для любителя, хорошо знающего материал и пересыпающего речь цитатами из фильмов — а у нас половина страны таких любителей. В книге рассказывается про все (вообще все) фильмы Гайдая, от самого первого, снятого по мотивам рассказов В. Короленко, до последнего «На Дерибасовской хорошая погода…». Каждому фильму посвящена отдельная глава, из которой мы узнаем, как создавался сценарий, музыка, песни, как выбирали актёров, что Гайдай менял в процессе съёмок, кто что говорил и делал, почему некоторые его «антисоветские» фильмы не положили на полку, а другие были порезаны до неузнаваемости. В этих главах рассказывается масса тех самых подробностей, которые помогают узнать подноготную любимых произведений: почему фразу про украденного члена партии в «Кавказской пленнице» произносит Никулин, а не Мкртчан, как планировалось с самого начала, почему Бендера сыграл Гомиашвили, а не Высоцкий, а Ивана Васильевича — Яковлев, а не Никулин (роль сочинялась именно под него). Как Гайдай сотрудничал с одними сценаристами и почему с ними поссорился, что написано в первоначальном сценарии «Бриллиантовой руки» и почему множество сцен и даже персонажей поменяли.
Между главами о фильмах размещаются части, посвященные самому Гайдаю: «Гайдай и музыка», «Гайдай и Сталин», «Гайдай и книги» и другие, именно в них автор пытается представить читателям Гайдая-человека. Не сказать, чтобы это получилось в полной мере. Во-первых, у автора очевидно было не так уж много доументального материала: интервью, писем, воспоминаний и прочего, видимо, сам Гайдай был достаточно скромен и скуп на высказывания о себе самом, а его семья не очень расположена делиться подробностями личной жизни, в книге нет даже фотографий из семейных архивов. Во-вторых, показалось, что Новицкий идеализирует Гайдая (хотя это, конечно, гораздо лучше, чем, например, желание изобличать и выводить на чистую воду), и это тоже мешает воссозданию объективного образа. Он неоднократно пишет, что Гайдай — самый великий режиссёр мирового кинемтографа, у которого не было ни одного неудачного фильма, оправдывает своего героя в любых ситуациях, что местами выглядит даже нарочито. Например, в книге описана пара жестоких, совершенно диких шуток, которые режиссер позволял себе по отношению к знакомым и незнакомым, а комментарии автора исключительно комплиментарны и оправдательны. Может и вовсе стоило от них воздержаться? Или вот ещё штрих: в паре высказываний мы обнаружим, что Гайдай был очень азартным: они с женой Гребешковой годами играли в покер с друзьями на крупные суммы денег, а в США, во время съемок «На Дерибасовской хорошая погода…» режиссёр с удовольствием ходил в казино, однако никаких существенных подробностей об этой стороне его личности сообщаться не будет. Конечно, какие-то важные детали жизни нашли отражение в книге: мы узнаем, из какой семьи вышел режиссер, кто были его родители, братья и сестры, чем он занимался в войну (кстати, воевал, даже был одно время разведчиком), как стал актером и почему потом решил ехать в Москву учиться на режиссера. Немало говорится и его семейной жизни, рассказана история знакомства с Ниной Гребешковой, раскрыты их взаимоотношения, ко всем этим эпизодам автор книги подходит очень корректно, сообщает какие-то важные или смешные для создания образа моменты, но не паразитирует на бытовых темах.
Книга поможет составить целостое представление о творчестве режиссера, его базовых принципах и приемах, мы поймём, почему он снимал именно такие фильмы и чем он руководствовался, но мы толком не узнаем многих подробностей его повседневной жизни: как он жил и чем занимался в свободное время, как проходил его рабочий или выходной день, куда и почему Гайдай путешествовал и так далее. Наверное, книжку можно упрекнуть в неполноте, в то же время хочется поблагодарить Новицкого за возможность лучше и полнее узнать Гайдая-режиссёра и проникнуть на съемочную площадку любимых фильмов.