Знай знахаря. Интервью с Натальей Будур
Небольшое предисловие о вашем творчестве, личности.
Будур Наталия Валентиновна — филолог (филфак МГУ с красным дипломом), писатель, историк литературы, переводчик со скандинавских и английского языков, член СП (член правления секции детских писателей), член исполкома Совета по детской книге России, лауреат литературной премии им
Как появился замысел книги о колдунах и знахарях?
Моя книга — это попытка ввести современного человека в невероятно увлекательный и очень непростой мир русских традиций, где тесно переплелсь языческие и христианские обычаи. Поскольку я считаю, что писать надо только о том, что интересно тебе самому, то и попыталась разобраться в этой непростой теме, знакомой нам с детства по русским сказкам и произведениям моего любимого Николая Васильевича Гоголя. Я старалась, насколько это в моих силах, представить общую картину обычаев и обрядов, поверий и суеверий, мифов и легенд русского народа, связанных с колдунами и ведьмами. И мне было очень интересно — так же, как в детстве, когда я читала «Страшную месть» Гоголя.
И конечно, мне были очень интересны легенды русского народа о нечистой силе, о знахарях и волшебных травах, которые собирают в ночь на Ивана Купалу. Народ убежден, что от «всякой болезни растет в лесу травка», многие на Руси лечились исключительно растительными средствами, считалось, что травы и коренья были указаны нам самим Богом. В русском народе бытовала легенда, что, когда Бог пожелал сотворить человека, то начертил на песке его фигуру, а дьявол подошел и сделал на ней 77
Секреты применения некоторых трав русский человек подсмотрел у природы. Так, по одной легенде, случилось с подорожником, который в деревне часто называли еще попутником, порезником, ранником и чирьевой травой.
Как вы сами относитесь к знахарям?
В сознании современного человека утвердилось ошибочное мнение, что знахари — те же колдуны. На самом деле знахари — первые врачи на Руси. Часто, когда в деревне не было своего «собственного» знахаря, крестьяне ехали за помощью в соседнюю деревню к «специалисту», о котором шла хорошая молва. Но иногда ждали прихода в деревню паломников, которые считались сведущими в лекарстве, или бродячих знахарок. Последних на Руси очень любили, считали Божьим людьми, слагали о них легенды. Они приносили в деревни не только лекарства и снадобья, но и новые знания, а часто и новые семена. Так, по русской легенде, греча попала на Русь благодаря такой знахарке.
Из тайных записей знахарей в нашу медицину пришли рецепты народных лекарств, растирок, настоев да и массажа, наконец. К чести русских врачей 19 века, надо сказать, что многие из них пытались ввести в научный обиход рецепты травников. Так, употребление ландышевых настоек, как народного сердечного средства, было введено в русскую традиционную медицину
В конце XIX века врачи и аптекари издали в России несколько книг, посвященных русским «цветникам», с «исстари с испытанными народными способами и средствами из растительного царства природы, с приложением словаря местных названий (по губерниям) всех этих трав и цветов».
Даже кажущиеся нам «дикими» рецепты знахарей оказывались неожиданно полезными для научной медицины. Так, русский народ верил в лечебные свойства камня сердолика, а
Верите ли в колдунов?
Верю, но не в бытовом смысле этого понятия, а в его внутреннем «значении». Колдун — злой, черный человек. Такие люди были, есть и будут, к сожалению. Само происхождение слова «колдун» до сих пор остается необъясненным. По одной из версий, «колдуном» (славянский корень
Приходилось ли вам встречаться со своими будущими героями? Как это происходило?
Вопрос не корректен. Да и сама я на метле не летаю, а предпочитаю ездить на метро (улыбается). В моей книге, о чем явствует из названия, речь идет о жизни в России 18 — 19 веков, так что я работала с архивными материалами, много занималась в Исторической библиотеке. Я горжусь тем, что в моей книге опубликованы многие документы, которые не были доступны с первого десятилетия 20 века — например, травник замечательного ученого, русского врача Василия Марковича Флоринского. Он был одним из первых и самых серьезных исследователей русский простонародных травников и обладал коллекцией народных лечебников и травников XVI — XVIII веков.
Не могли бы вы раскрыть свою «кухню» разработки этой темы?
Кухня писания
Ваши дальнейшие творческие планы…
Работаю сейчас над книгой, которая должна выйти в «Молодой гвардии» в серии «Повседневная жизнь», но, поскольку придерживаюсь в жизни принципа «Не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь», не буду раскрывать ее темы…