«Бальмонт» в Воронеже
15 марта в 14.00 в воронежском книжном магазине «Амиталь» состоялась презентация книги «Бальмонт» доктора филологических наук, педагога, специалиста по поэзии Серебряного века Натальи Молчановой. Примечательно, что книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия», а значит, предназначена не только для специалистов по Серебряному веку, но и для широкого круга читателей.
Эта книга – совместный труд профессора филфака ВГУ Натальи Молчановой и ее покойного мужа, доктора филологический наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Павла Куприяновского. Долгое время Павел Вячеславович был заведующим кафедрой теории литературы и русской литературы ХХ века Ивановского государственного университета. Под его руководством работала и выпускница ВГУ Наталья Молчанова, с которой в 1993 году они поженились. Супруги успели написать вместе несколько книг о жизни и творчестве Бальмонта, которые выходили в специализированных научных изданиях. Эти исследования и стали основой для последней книги «Бальмонт», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».
«Поэт с утренней душой», символист Константин Бальмонт (1867—1942) — одна из самых ярких и в то же время загадочных фигур в истории русской поэзии. Начало его творческого пути ознаменовалось феерической славой. Самая звездная его книга «Будем как Солнце» (1903) выразила единение человеческой души с Космосом, с Вечностью и звучала как призыв к жизни радостной, светлой, красивой. Поэт надолго пережил время Серебряного века. Его творческий путь начался в середине 1880-х годов и продолжался более пятидесяти лет.
«Было бы наивно видеть этот путь прямолинейным – на нем были подъемы, спады, долгие периоды творческого кризиса, — пишет Наталья Молчанова. — Слава Бальмонта держалась, пока он находился на родине. И пусть в 1918 году он не получил звания «короля поэтов», доставшегося Северянину, но у него оставались и авторитет, и популярность, и свой читатель. С отъездом в 1920 году во Францию Бальмонт быстро растерял поклонников. В эмиграции его стихи о России первое время находили отзвук у потерявших дом соотечественников. Охотно подхватывались его строки: «И мне в Париже ничего не надо, / Одно лишь слово нужно мне: Москва». Но довольно скоро привычная слава сменилась едва ли не полным забвением.
На родине книги Бальмонта не переиздавались вплоть до 1969 года, когда вышел том избранных стихотворений в большой серии «Библиотеки поэта». Выросло несколько поколений русских людей, которые не читали и не знали его поэзии, а если и знали имя Бальмонта, то в качестве чуждого советской идеологии поэта. «Известный американский славист В. Ф. Марков, ученик В. М. Жирмунского, в 1988 году писал: «Бальмонт ходит в пасынках истории литературы. Кое-кому кажется, что он сдан в архив».
Столетний юбилей Бальмонта в 1967 году в России практически не отмечался, а на «малой родине» — в Шуе, в Иванове — проведение его запретили. Бальмонт умер в нищете, с сознанием своей ненужности, и есть все основания говорить о том, что судьба поэта оказалась трагической. По-своему она отражает судьбу всей культуры Серебряного века, обреченной на долгое забвение революционными потрясениями 1917 года.
Кстати, Наталья Молчанова не только подробно исследовала жизненный и творческий путь Бальмонта, но и первой начала издавать его забытые на родине поэтические сборники: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937).