Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Большой театр»: Не только о звездах

Александр Васькин рассказал «Музыкальному обозрению» о своей книге «Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой».

«Книга неслучайно вышла в издательстве “Молодая гвардия” в серии “Живая история: Повседневная жизнь человечества”, потому она и носит такое название – “Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой”. Меня спросят: а почему в названии присутствуют имена этих артистов, ведь Большой театр – это национальная гордость нашей страны, с его историей связано огромное количество известных людей. Скажем так: при наступившей свободе выбора и мнений (и для артистов, и для зрителей) каждый волен сам определять смысл этого выражения — “национальная гордость”, будь то накопленный за столетия бесценный опыт или творческие достижения текущего момента. Трудно оспорить другое утверждение — национальная гордость создается конкретными людьми, вот почему в названии этой книги и присутствуют фамилии, пожалуй, самых известных русских артистов прошлого века — певца Федора Шаляпина и балерины Майи Плисецкой, ставших олицетворением успеха отечественного искусства не только в России, но и на Западе. Именно с приходом Федора Шаляпина началось возрождение Большого театра в начале 20 века, на долгие годы артист стал эталоном для всех следующих поколений певцов. Не меньшее влияние оказала на развитие театра эпоха Майи Плисецкой, значение которой в мировом балетном искусстве второй половины 20 века трудно переоценить.

К написанию этой книги меня подвигла в т.ч. и работа на радиостанции “Орфей”. В процессе подготовки передач о выдающихся певцах и артистах балета, дирижерах, музыкантах, театральных художниках, композиторах и даже либреттистах (один Михаил Булгаков чего стоит!) передо мной вставали их образы — неоднозначные и противоречивые, как и сама эпоха ХХ века, в которой они жили и работали. Хорошим подспорьем мне стал накопленный опыт по изучению повседневной жизни 19–20 веков, сосредоточенной в самых разных источниках – архивных документах, дневниках, мемуарах. Этой темой я занят уже довольно давно. Уже тогда мне пришла мысль о том, что хорошо бы написать книгу о людях театра: не только о тех, кто заслуженно обласкан славой и наградами, имеет успех у зрителей. Но и о других, не менее преданных служителях сцены, – гримерах, суфлерах, костюмерах, сотрудниках театральных мастерских. Их имена, как правило, не стоят даже в программке к спектаклю. Кто, например, сегодня помнит имена суфлеров, работавших еще с Шаляпиным и Собиновым? А ведь без них было никак не обойтись. Взять хотя бы такую крупную фигуру в своем деле, как Александр Иосифович Лангфиш, обладавший каким-то особым предчувствием – когда именно певцу может понадобиться его помощь. А каким огромным авторитетом пользовался Александр Яковлевич Альтшуллер, певший в молодости почти на всех оперных сценах России, а затем в качестве режиссера работавший в Харькове, Свердловске, Саратове, Перми. Когда с 1930 года пожилой шестидесятилетний Альтшуллер стал служить в Большом суфлером, к тому времени он был уже Героем Труда, а в 1937 году получил орден “Знак Почета”. Очень любил Альтшуллера Иван Семенович Козловский, в судьбе которого — тогда еще не солиста Большого театра – Александр Яковлевич сыграл важнейшую роль (а также и Марка Рейзена). Они дружили, соседствовали в одном доме в Брюсовом переулке. Если Альтшуллер сидел в суфлерской будке, Козловский мог быть спокоен.

Отдельные главы книги посвящены дебютам в Большом театре наших известных певцов и артистов балета, с именами которых принято связывать т.н. “золотой век Большого театра”, а также репетициям, подготовке к спектаклям в домашней обстановке, отдыху в Поленово, Серебряном бору и Снегирях, гастролям за рубежом, увлечениям. Ведь это тоже повседневная жизнь! Например, Евгений Федорович Светланов обожал рыбалку, любил ловить на спиннинг, а Геннадий Николаевич Рождественский собирал марки с изображением музыкальных инструментов, редкие книги и автографы великих музыкантов и композиторов. Какими разными они были людьми, но каждый из них оставил в истории Большого театра частичку своей души. Написал я о зрителях – о тех, кто смотрел спектакли из царской ложи, и простых смертных, сидевших на галерке. Важным было для меня рассказать о репрессированных артистах Большого театра, пострадавших в годы культа личности. Эта тема еще не так глубоко раскрыта в отечественной литературе, и потому целую главу я посвятил певцам Дмитрию Головину и Ольге Михайловой, режиссеру Борису Мордвинову, балерине Галине Лерхе и другим. Судьба их трагична, забывать об этом сегодня нельзя. Ведь их судьба — тоже часть повседневной жизни Большого театра ХХ века».

«Музыкальное обозрение»