«Главное, ребята, сердцем не стареть»
Александре Николаевне Пахмутовой — 95.
Фотография: Культурный фонд Александры Пахмутовой
А. Н. Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом (ныне — черта города Волгограда) в семье Николая Андриановича и Марии Андреевны Пахмутовых.
До войны Н. А. Пахмутов, один из первых комсомольцев страны, настоящий русский умелец, мастер на все руки, работал на электростанции. При этом страстью всей его жизни была музыка: он сочинял мелодии, был аккомпаниатором в немом кинематографе, выступал в составе струнного оркестра в рабочем клубе. Жители Бекетовки называли его «народным музыкантом».
Получается, музыкальные способности Аля Пахмутова унаследовала от отца. Ее исключительная одаренность проявилась сразу. В возрасте четырех она уже наигрывала на пианино незамысловатые мелодии, в пять сочинила первую свою пьесу для фортепиано — «Петухи поют».
Родители решили отдать свою младшую дочь в ближайшую музыкальную школу — в Сталинграде. Приходилось преодолевать расстояние в 18 километров. В этой музыкальной школе А. Н. Пахмутова училась до осени 1942 года, пока фашистские бомбы не вынудили семью эвакуироваться на восток. В Караганде пианино не было, но Аля продолжала играть — теперь уже на стареньком аккордеоне.
С молодогвардейцами
Весной 1943 года Пахмутовы вернулись в родные края, а осенью Аля уехала в Москву — поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени П. Чайковского. Занималась там по классу фортепиано у И. В. Васильевой, посещала кружок юных композиторов под руководством В. Я. Шебалина и Н. И. Пейко.
В 1948-м поступила на композиторское отделение теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, в 1953-м выпустилась с отличием у выдающегося советского композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1956 году успешно окончила у него же аспирантуру.
Обожавшая «современного на все времена» Баха и «человечнейшего» Чайковского, как, впрочем, и Моцарта, Бетховена, Грига, Сибелиуса, Александра Николаевна, однако, рано проявила интерес именно к песенному сочинительству. «Я люблю песню с самого детства. Песня русская народная, песня советская, Дунаевский и Покрасс», — рассказывала она. «Походная кавалерийская» на слова Юлии Друниной открыла своеобразную галерею героических образов в творчестве Пахмутовой. В 1956 году образовался уникальный союз композитора с поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым (1928—2023), на слова которого написано большинство ее песен.
В 1958-м «Песней о тревожной молодости» на слова Льва Ошанина Пахмутова вошла в каждый советский дом, стала любимым комсомольским композитором. Поездка Пахмутовой и Добронравова по Сибири и ее новостройкам в начале 1960-х одарила молодежь замечательным циклом «Таежные звезды». «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе», «Письмо на Усть-Илим» и другие песни пришлись по душе всем.
Появление Пахмутовой и Добронравова в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» всегда было праздником
В издательстве «Молодая гвардия» увидела свет книга «В Сибирь, за песнями!». Написавшие ее Николай Добронравов и другой поэт, соавтор Пахмутовой Сергей Гребенников сделали смелую попытку на собственном опыте показать и раскрыть процесс рождения современной песни: факты, события, встречи, наблюдения… Песня «Главное, ребята, сердцем не стареть» — заключает эту книгу. Это — рефрен творчества Пахмутовой, ее жизненное кредо.
Вскоре огромную популярность получил другой пахмутовско-добронравовский цикл — «Обнимая небо», в исполнении Юрия Гуляева. За ним последовали «Созвездие Гагарина» и многочисленные другие песни, любимые в народе.
«Беловежская пуща», «До свиданья, Москва», «Как молоды мы были», «Команда молодости нашей», «Куба — любовь моя», «Любовь, комсомол и весна», «Надежда», «Орлята учатся летать», «Птица счастья», «Трус не играет в хоккей»… Всех не перечислить.
В день Пахмутовой приходило до 50 писем. Нередко на конвертах писали лаконично: «Москва, Пахмутовой». Со всех уголков страны — и подарки: маленький макет подлодки, и шахтерская лампа, и футбольный мяч сборной СССР, и куски горных пород, и рыбацкие рукавицы, и тельняшка, и детали машин, и многие-многие другие сувениры.
С директором «Молодой гвардии» в 1985—2022 годах Валентином Юркиным (1940—2022)
В интервью, когда ее спрашивали о творческих планах, она говорила:
— Мне хотелось бы быть ближе к музыке, больше работать. Встречи, выступления, поездки отнимают много времени. Но и без них тоже нельзя. Так что я стараюсь свое время до предела уплотнять. У меня скопилось много песен незаконченных. Хочу написать сочинение для симфонического оркестра…
Слушая концерт из произведений Пахмутовой, невольно поражаешься многообразию жанров, широкому диапазону звуков и выразительных средств, отточенной, совершенной по форме и глубине мелодике, которыми так свободно владеет композитор, ее музыкальной и душевной щедрости.
После развала Советского Союза, в новой России, Пахмутова и Добронравов продолжили свой бой за умы и сердца соотечественников — чтобы не черствели их души, чтобы ощущалась живая связь времен, чтобы люди не теряли достоинства, самоуважения. «Проданный сад», «Русский вальс» стали символами возрождающейся страны.
С молодогвардейцами. Николай Добронравов, Валентин Юркин, Александра Пахмутова, Алла Колосова, Тамара Шатунова, Андрей Петров
Продолжалась и многолетняя дружба Пахмутовой и Добронравова, лауреатов Государственных премий СССР и премии Ленинского комсомола, с «Молодой гвардией» — в советскую эпоху издательством ЦК ВЛКСМ.
«Мы благодарны комсомолу прежде всего за то, что он познакомил и подружил нас с героями наших будущих песен. Именно в комсомоле — на собраниях и съездах, в поездках по стране, творческих командировках и на отдыхе — мы узнали и полюбили и знаменитых космонавтов, и великих спортсменов, и молодых ученых, и юных, талантливых артистов. Это было огромным счастьем — подружиться с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным и его семьей. Но нашим счастьем было и то, что в эти годы мы увидели вроде бы самых обыкновенных строителей-лэповцев и подводников-североморцев, и металлургов Магнитки, и девчонок, танцующих на палубе. Нам захотелось рассказать, спеть о них, разбудить всю страну: “Посмотрите, посмотрите, какие это прекрасные люди, как красивы они! На их труде и таланте действительно держится мир”! Нам казалось тогда (да, наверное, мы были правы) — всё лучшее в нашей стране делается руками молодежи», — вспоминали Пахмутова и Добронравов на страницах вышедшей в «Молодой гвардии» в 1998 году книги «Россия молодая: Век ХХ».
По их собственному признанию, Пахмутова и Добронравов стремились наполнить свои произведения не только бурными эмоциями, но и всем мастерством, которое они накопили в консерватории и педагогическом институте. «Мы вкладывали всю душу в каждое слово, в тщательно выверенные оркестровые партитуры. И записывали эти песни в лучших наших студиях на радио, на “Мосфильме”, на фирме “Мелодия”, и за пультом был лучший звукорежиссер нашей страны Виктор Бабушкин».
Память о радостных встречах молодогвардейцев с Александрой Николаевной Пахмутовой и Николаем Николаевичем Добронравовым хранят не только многочисленные фотографии, но и, например, запись знаменитых песенников в нашей Книге почетных гостей.
Фотография: Культурный фонд Александры Пахмутовой
Сейчас мы от всей души поздравляем А. Н. Пахмутову — народную артистку СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Российской Федерации — с юбилеем! Ее замечательные песни — подлинное достояние русской культуры. Помогающие строить и жить, они — неотъемлемая часть нашего мировосприятия, источник света, гордости, вдохновения и оптимизма.
Низкий поклон Вам за них, Александра Николаевна!
Мы желаем Вам крепкого здоровья и новых творческих свершений!