«Слог Прилепина — один из самых музыкальных в современной русской литературе»
На своей странице в «Фейсбуке» Захар Прилепин разместил небольшую, но чрезвычайно емкую рецензию на новинку серии «ЖЗЛ» — его книгу «Непохожие поэты»:
Новая книга Захара Прилепина рассказывает о трех советских поэтах первой половины ХХ века: Анатолии Мариенгофе, Борисе Корнилове и Владимире Луговском. (Здесь, впрочем, стоит оговориться, что до середины столетия из них не дожил только Корнилов; Луговской умер в 1957 году, Мариенгоф — в 1962-м.) История каждого уложена в четкую длительность — по 120 страниц на судьбу. Дикция же, интонация, мелодия — абсолютно разные.
Часть о Мариенгофе: предельно короткие абзацы, по-рэперски лихая чеканка слов. Что-то в этом есть от «Гэтсби» База Лурмана, где рассказ о героях эпохи джаза рифмуется с брутальными речитативами Jay-Z.
В главе о Корнилове слышится эхо позднесоветских песен — переливчатая мелодика Бабаджаняна, надрывная патетика Мартынова с непременной — точнее, неизбежной — модуляцией в самом конце.
А история Луговского, конечно же, блюз — о человеке, уставшем от собственной судьбы.
Ассоциации и сравнения с музыкой здесь неизбежны. Слог Прилепина — один из самых музыкальных в современной российской литературе; вот и прозу его не то чтобы читаешь, скорее слушаешь, следуешь за голосом. В «Непохожих поэтах» персонажи не вымышлены, трактовки и вариации неизбежны, судьбы непреложны. И после прочтения их истории впечатываются в память — повторяющимся мотивом, ускользающей мелодией, эхом давно отзвучавших песен.
Сергей Кумыш. «Фонтанка.ру»