«…Маленькой, мирной Тарусы летние дни»
«Городок стоял высоко над Окой среди таких просторов, что от них иной раз захватывало сердце». Так в одном из своих рассказов написал о Тарусе Константин Паустовский. С конца XIX века в этот чудесный уголок российской земли потянулись деятели творческих профессий – художники, литераторы, ученые гуманитарных направлений науки. Одним из них был Иван Владимирович Цветаев, профессор московского университета, который поблизости от Тарусы снял в долгосрочную аренду дачу «Песочная». Здесь часто бывала его знаменитая дочь – гениальная поэтесса Марина Цветаева. В этом году исполняется 130 лет со дня ее рождения. Это достойный повод совершить путешествие в Тарусу. С собой в дорогу мы возьмем книгу Ильи Фаликова «Марина Цветаева: Твоя неласковая ласточка».
Таруса – город с почти тысячелетней историей, однако точных сведений о дате ее основания нет. Первые упоминания о Тарусе в исторических документах относятся к середине 40-х годов XIIIвека. В 1245 или 1246 году в летописях впервые встречается имя удельного Тарусского князя Юрия, сына князя Михаила Черниговского. Вместе с ним упоминаются и его дети – Всеволод и Константин, а также сын Всеволода Андрей. Долгое время город существовал как центр Тарусского княжества. Тарусские воины доблестно сражались на Куликовом поле под знаменами великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. В более поздние исторические эпохи город активно развивался – детально разработанный градостроительный план Тарусы был утвержден лично императрицей Екатериной Великой в октябре 1777 года.
Современная Таруса находится на территории Калужской области. Расстояние от города до Москвы по автомобильной трассе составляет 138 километров, а по прямой – 117. Живописные окрестности Тарусы отличаются удивительной лирической красотой, особую изысканность которой придает плавно изгибающееся русло Оки.
Интересно, о чем подумал профессор Иван Владимирович Цветаев, когда впервые оказался в Тарусе на высоком, обрывистом берегу Оки, с которого открывается необозримое пространство, наполненное лесами, лугами, многочисленными оврагами и плавными возвышенностями? Возможно, ему вспомнился вечный Рим, раскинувшийся на семи холмах, в руинах которого он отыскал древние памятники письменности италийского племени осков? А может, в памяти ученого возникли широкие пейзажи родной Владимирщины, где он родился и получил первое образование в Шуйском духовном училище и Владимирской семинарии? Об этом мы никогда не узнаем, но город ему, скорее всего, понравился, и он решил обзавестись здесь домом для летнего отдыха своей семьи.
В книге «Марина Цветаева: Твоя неласковая ласточка» Илья Фаликов сообщает нам такие подробности: «Иван Владимирович в честь своих четверых детей посадил около дачи четыре ели, быстро растущие – именные: Лёра, Андрюша, Муся, Ася. Росли деревья и дети, трава и ягода, пели птицы, текла голубая Ока. Марина быстро научилась плавать. Она была крепенькой и ловкой, одна беда – ее укачивало и тошнило в тарантасе, под звон бубенчиков, по дороге на «Песочную».
Главным центром притяжения всех дачников в Тарусе была красавица Ока. Отсылая читателей к воспоминаниям Марины Цветаевой, Илья Фаликов пишет об этом так:«По Оке плыли плоты и пароходы. Было жарко, природа благорастворялась в людях, жужжали мухи, а Муся мучила рояль, или, точнее, он ее. «Все на воле: Андрюша с папой пошли купаться, мама с Асей “на пеньки”, Валерия в Тарусу на почту, только кухарка одна стучит котлетным ножом – и я – по клавишам».
Иногда приезжали рано – в апреле – и оставались до осени. Постепенно образовался приятельский круг: художник Константин Некрасов, семья Виноградовых – Марина близко подружилась с их дочерью Ниной. Цветаевы наведывались и за Оку, в гости к большому и щедрому Василию Дмитриевичу Поленову, который устраивал живописные праздники и дарил им свои этюды».
Собственный дом в Тарусе был и у деда Марины Цветаевой по материнской линии Александра Даниловича Мейна – важного московского чиновника, дослужившегося до должности управляющего канцелярией московского генерал-губернатора. Выражаясь современным языком, дед Цветаевой был авторитетным экспертом по экономическим, политическим и общественным вопросам. Свои публицистические статьи он печатал в «Русских ведомостях».
На дочери Александра Даниловича, Марии Александровне Мейн, Иван Владимирович Цветаев был женат вторым браком – его первая супруга В. Д. Иловайская рано ушла из жизни и оставила профессору двух детей, Валерию и Андрея Цветаевых. Драма жизни Марии Александровны состояла в том, что в детстве она была лишена ласки родной матери, скончавшейся, когда беспомощной крохе было всего девятнадцать дней. Девочку заботливо вырастила бывшая бонна умершей матери, а затем экономка в мейновском доме – Сусанна Давыдовна Эмлер. Через годы, когда Мария вышла замуж, Александр Данилович и Сусанна Давыдовна обвенчались. В семье ее называли Тетя, или по-детски – Тьо.
Марине Цветаевой было почти семь лет, когда Александр Данилович Мейн скончался. Незадолго до своей кончины он приобрел в Тарусе дом с фруктовым и липовым садом, разделив накопленный капитал между женой и дочерью. Сусанна Давыдовна Эмлер навсегда поселилась в этом доме в Тарусе. Сейчас в восстановленном «Доме Тьо» располагается Тарусский музей семьи Цветаевых. Его современный адрес – Таруса, улица Розы Люксембург, дом 30. До революции название улицы было иным – Кладбищенская. Происхождение данного топонима вполне естественно – дорога ведет к городскому кладбищу. На нем покоится дочь Ивана Владимировича Цветаева от первого брака Валерия (Лёра) и дочь Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон (Аля).
В книге «Марина Цветаева: Твоя неласковая ласточка» Илья Фаликов пишет: «Однажды Марина предложила гимназической подруге Соне Юркевич поехать с ней к Тете. Соня увидела сухонькую старушку в белом чепчике с лентами и в длинном белом капоте с оборками и вышивками. По правилам дома они должны были возвращаться с прогулки в десять часов вечера. Тогда запирались все двери и Тетя ложилась в кровать, уверенная в том, что все правила, предписанные ею, неуклонно выполняются. Однако с этого часа и начиналась «настоящая» жизнь. Открывалось окно, и девчонки бежали на речку к лодкам. В светлые ночи гребли к лунной дорожке и плыли далеко-далеко, всматриваясь в потемневшие крутые берега Оки, заросшие густым кустарником. Становилось жутко от этих берегов, оврагов, казалось, что кто-то невидимый скрывается в них и вот-вот выйдет оттуда, темный и страшный. Ночь проводили в копнах сена, которые стояли на заливных лугах по берегам Оки. Забирались в копну, чтобы не было холодно. Луна заливала светом часть луга, за лугами темнели леса, с берегов Оки поднимался туман, иногда доносилась песнь соловья. Марина читала любимые строки Пушкина, Гёте и Гейне. Читала и свои стихи. Марина не уставала читать стихи».
Живой памятью об этом беззаботном и счастливом периоде драматической биографии великой поэтессы служат проникновенные строки ее стихотворения из цикла «Ока»:
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.
О дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы.
Таруса – город удивительный в силу многих обстоятельств, в том числе и парадоксальных. Например, в Тарусе есть здание железнодорожного вокзала, но поезда через нее не ходят. Вскоре после окончания Великой отечественной войны возникла идея связать Тарусу с Москвой железнодорожной веткой. Начались проектные работы, было построено здание вокзала – как говорят, уменьшенной копии железнодорожного терминала в Калуге. Однако,по неизвестным причинам этот проект осуществлен не был. Поговаривают, что против него выступили сами жители Тарусы. Правда это или нет, сейчас судить сложно, но, как мне кажется, город от этого только выиграл – ему во многом удалось сохранить свою первозданность. Время в Тарусе, как бы, приостановилось. Писатель Константин Георгиевич Паустовский, который был влюблен в Тарусу и регулярно приезжал в нее на протяжении тринадцати лет, в рассказе «Уснувший мальчик» (1957 год) создал чрезвычайно показательный образ города, талантливо высветив его своеобразие: «Можно было, конечно, взять у вокзала дребезжащее, повидавшее виды такси, но времени до отхода речного катера оставалось еще много, и гораздо приятнее было медленно пройти через весь город – мимо сводчатых торговых рядов, по кирпичному мосту над оврагом, где шумел, пенясь, ручей и бродили, приглядываясь к замусоренной земле, надменные грачи, мимо маленькой электростанции, пыхтевшей мазутным дымом из высокой железной трубы, мимо домиков с такими чистыми окнами, что с улицы были хорошо видны освещенные утренним солнцем фикусы, олеографии запорожцев, пишущих письмо турецкому султану, горки с посудой и спящие в креслах коты».
Благодаря такому замедленному ритму жизни, многое в Тарусе и ее живописных окрестностях в наши дни выглядит почти так, как оно выглядело в годы детства и юности Марины Цветаевой. Поэтому и строки ее ностальгических стихов звучат сегодня по-прежнему свежо и волнующе:
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.
К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, —
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
P.S. Кстати, благодаря еще нескольким памятным датам 2022 год можно с полным на то основанием считать Цветаевским:
- 110 лет назад 27 января 1912 года в Москве в храме Рождества Христова в Палашах (разрушен в 1935 – 1937 годах), в Малом Палашевском переулке, состоялось венчание Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном;
- 110 лет назад 31 мая 1912 года в Москве на Волхонке в присутствии императора Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны и четырех дочерей государя состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора АлександраIII(современное название – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), основанного Иваном Владимировичем Цветаевым;
- 110 лет назад 5 сентября 1912 года в семье Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родилась дочь Ариадна (Аля);
- 100 лет назад 11 мая 1922 года Марина Цветаева с дочерью Ариадной (Алей) отправилась в эмиграцию.
Текст и фото: Вадим Рутковский