«Майору Вихрю» – 101
Легенде советской разведки Алексею Ботяну 10 февраля исполнился 101 год. История его подвигов уже не раз становилась основой для фильмов и шпионских романов. Но реальная биография героя затмевает даже их. На его счету десятки сложнейших операций, многие из которых до сих пор находятся под грифом «секретно». Но некоторые тайны своих приключений именинник все же открыл.
Легендарный разведчик, настоящий офицер Алексей Ботян не жаловался никогда, и память до сих его не подводит. На единственной фотографии военных лет молодой партизан Алексейка, как его называли в отряде, слева. За его плечами уже несколько успешно проведенных операций.
Одна из них произошла в 1943 году в украинском городе Овруче. Ботян вербовал местного жителя, который обслуживал немецкий гебитскомиссариат, имя которого помнит и сейчас – Яков Захарович.
«Принес ему взрывчатку, подключилась его жена, и мы заминировали эту казарму на часовой механизм на 11 часов ночи. Взорвали ее. Немцы потом вывозили трупы в Германию двумя самолетами», – вспомнил ветеран ВОВ.
Тогда были уничтожены порядка 100 офицеров вермахта. Звезду Героя Ботяну тогда еще не дали, но он и не обижался. «Вихрь» – это позывной Ботяна – просто продолжал работать.
В 1944-м он провел громкую операцию в Кракове, его отряд взорвал целый замок, который немцы заняли под склад боеприпасов.
«Положил туда, где были снаряды, и весь этот склад взрывали, так что немцев, по сути, мы обезоружили. Красная армия вошла моментально, и Краков остался целым, потому что Гитлер дал команду уничтожить славянские города», – добавил Ботян.
Медаль Героя ему дали только в 2007-м, наградил Алексея Ботяна президент России Владимир Путин. К этому времени ветеран успешно поработал за рубежом и стал прототипом персонажа художественного произведения Юлиана Семенова и фильма «Майор Вихрь».
В фильме Вихрь погибает, но это, конечно, вымысел. Алексей Николаевич рассказывал, что прошел войну без единой царапины. Ботян дослужился до полковника, до сих пор путешествует – скоро отправится в Карелию. В планах на будущее – помощь своей семье.
«Жить, чтобы можно было помогать семье. Счастлив, что дожил до такого возраста, чувствую себя нормально», – заключил Герой Российской Федерации.