Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Он щипал ее гусиным щипом»

Каким был непризнанный гений русской литературы Николай Лесков?

Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888—1889 гг.

Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния). Отец писателя происходил из духовенства и служил чиновником уголовной палаты, а мать была дочерью обедневшего дворянина. Детские годы Николай провел в родовом имении в Орле, а потом в его жизни была учеба в Орловской гимназии, однако в ней будущий писатель не преуспел. Юноша начал работать канцелярским служащим в суде. Уже тогда воображение 16-летнего Лескова потрясли материалы уголовных дел, некоторые из которых позднее были использованы им в литературном творчестве.

Юность писателя нельзя назвать благополучной: в том же году от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре. 16-летний Лесков переехал в Киев, где жил его дядя. В Киеве он устроился на работу канцелярским служащим, и с головой окунулся в жизнь столичного города. Молодой человек посещал религиозно-философские кружки и лекции в университете, увлекался иконописью, много и с увлечением читал, в том числе философскую литературу.

Служба шла довольно успешно: он был писцом, столоначальником, губернским секретарем, затем ушел с государственной службы и нанялся в фирму мужа своей тетки, англичанина Шкотта. Лескову нравилось, что по делам фирмы ему часто приходилось отправляться в поездки, которые сам писатель впоследствии называл «странствиями по России». Эти путешествия давали ему невероятное количество знаний и наблюдений, которые никак иначе он бы ни приобрел. Жизнь самых разных сословий, типажи людей, описание отдаленных городов и деревень, сочный местный говор – все это вылилось позднее на страницы его произведений.

Собственное литературное творчество писатель начал лишь на 26 году жизни. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Сперва он печатал статьи и рассказы в петербургских газетах и журналах. Потом вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык».

Лесков написал множество выдающихся произведений, среди которых самые знаменитые «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша», «Очарованный странник», «Старый гений» и многие другие. О том, почему же Лесков так и не вошел в первый ряд русских классиков, рассказала Майя Кучерская – автор книги «Лесков: Прозеванный гений».

Издание 1885 года

– Майя Александровна, Лесков явно недооцененный писатель. Так почему его «прозевали» в нашей культуре?

– У Лескова был трудный характер, он был чужаком в литературном мире, и все же основная причина заключалась в другом. Он действительно не был гением масштаба Толстого, Достоевского, Тургенева.

Каждый гениальный писатель открывает своим читателям свой, прежде никем не обитаемый остров. Толстой так заговорил в своей прозе о людях, что все задохнулись от восторга: ах, вот как сложен оказывается человек и вот каким языком об этом можно рассказать. Достоевский начал писать об отношениях человека и Бога, как никто прежде. Тургенев открыл своим читателям неведомый им крестьянский мир, а заодно и усскую природу. А Лесков… его тянуло описывать фриков, чудиков, но ведь всегда интересно читать про себя, а про странненьких, диковатых, на тебя совсем не похожих – не очень. Получился не остров, а маленький островок. Покрытый довольно экзотической растительностью.

– В чем самая главная ценность творчества Лескова? За что ему должна быть благодарна русская литература?

– За идеальный слух к русской речи. У остальных восприятие речи было пропущено сквозь разные культурные фильтры, а у Лескова нет.

Он не только слышал, он и с большим азартом и задором воспроизводил эту речь и миры вокруг нее заодно. В «Левше» он демонстрировал механизмы создания новых слов, придумывая слова, которых отродясь не бывало. И придумал в итоге целую планету русского языка, с разными жителями-словечками, красавцами и уродцами, благородными рыцарями и купцами, ямщиками и пахарями… Но знаете, он никогда бы эту речь так тонко не расслышал и не понял, если бы не понимал русского человека, его душу, какая она есть – с ее лукавством, героизмом, внутренним рабством и бесшабашностью.

Лесков в 1880-е годы

И еще за изображение духовенства, никто другой в русской литературе так глубоко его не постиг. Старец Зосима из «Братьев Карамазовых», отец Сергий из повести Толстого, увы, выглядят немного вымученно, даже Достоевский и Толстой с трудом тут попадают в ноты. У Лескова же все герои «Соборян» – настоящие. Тип разночинца, тип «лишнего человека» – то, что открыли в литературе другие, Лесков описал основные типы русского духовенства.

Основное его качество как писателя – это любовь к анекдоту в старом смысле этого слова, то есть лаконичной, ядреной истории, потому и – к задиристому слову, к чудикам разным, но и к идеальным героям, и к старинной сказке русской жизни.

– Николай Семенович Лесков, при всем восхищении им как писателем, при взгляде на него из нашего века, представляется человеком как минимум очень неоднозначным, далеко не светлым. В чем причина?

– Он ощущал себя самозванцем в литературе, про синдром самозванства тогда не знали, от него не лечили, а жаль. Он страшно комплексовал, что не имел даже законченного гимназического образования, после третьего класса из гимназии Лесков сбежал в писари, он пришел в литературу как бы ниоткуда.

Тогда многие так приходили, как он сам выражался, «кто с бора, кто с сосенки», но его это явно мучило. Он догадывался, что очень талантлив, и все же был в себе страшно не уверен. Поэтому все время лез в бутылку. Не знал меры не только в языке, литературе, но и в жизни. Например, всей душой полюбил Льва Толстого, познакомился с ним лично, и с тем пор буквально закидывал его восхищенными письмами, Толстому делалось неловко от этих туч фимиама, он задыхался. «Чрезмерный талант» – написал о Лескове Эйхенбаум. Очень верно. А оттого, что он был не уверен в себе, он и другим не верил. Друзей у него не было, только приятели, но и они быстро менялись. Женщины – он всю жизнь мечтал о доброй, умной, но и красивой, и высоко нравственной подруге, но так ее и не нашел. И не потому, что таких женщин не было. Потому что с ним самим ужиться было трудно.

Писатель был очень непростым человеком и в семейной жизни: известно, что он бил свою жену и позже оставил ее, не был достойным отцом (старший сын отзывался о нем крайне критически). Или все, что известно о его личной жизни – лишь отражение того, что он никогда не был в ней счастлив?

– Жену он, строго говоря, не бил, а щипал гусиным щипом, что тоже, конечно, не очень. Не оправдывая его ничуть, все же не могу не заметить: что и жена его была психически больна, это выяснилось не сразу, но последние 30 лет жизни Ольга Васильевна провела в сумасшедшем доме.

Николай Лесков и Ольга Смирнова

С Катериной Степановной, второй своей женой, статной киевлянкой с васильковыми глазами, с которой Лесков жил в гражданском браке, он некоторое время точно был счастлив, очень любил ее, но она была женщиной независимой и нравной. Не ужились.

В чем истоки отношения Лескова к православной церкви? Почему он сперва создал «иконостас ее святых и праведников», а позднее – впал в критику Иоанна Кронштадтского и с интересом смотрел в сторону сектантства?

– Лескову близки были основные христианские ценности -- идея любви и милости, добра и помощи другим. И он все время искал воплощения христианских идеалов в конкретных людях, в религиозных течениях.

Сектантство, не сектантство, язычник, иудей, протестант или православный – да какая разница, лишь бы любил людей, готов был собой пожертвовать ради ближнего – словом, вольно или невольно соблюдал христианский закон.

Иоанна Кронштадтского Лесков начал критиковать тогда, когда отошел от церкви как от института, а отец Иоанн, видимо, оказался для него живым воплощением официального православия того времени, которое Лесков под конец жизни и в самом деле терпеть не мог – за ханжество и мертвечину.

«Мир 24»