Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Она сделала себя сама». «Она была очень храброй…»

Игорь Курукин — о Екатерине Великой. Ее реформы, ее фавориты. Петр III, Потемкин, Павел. Мужчины любимые и нелюбимые.

В Московском доме книги на Новом Арбате состоялась встреча читателей с Игорем Курукиным — известным историком, одним из крупнейших специалистов по русскому XVIII веку, профессором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), постоянным автором «Молодой гвардии». Курукин представил свою новую книгу — «Фавориты Екатерины Великой: не имевшие собственного мнения» (книга вышла в «ЖЗЛ» и вне серии — с названием «Джокеры Екатерины Великой»). Мы поговорили с Игорем Владимировичем о блеске и нищете российской монархии, о личности государыни-императрицы Екатерины Второй, ее фаворитах и самом феномене фаворитизма. В мероприятии также приняла участие Елена Никулина — постоянный редактор серии «ЖЗЛ» и книг И. В. Курукина в частности.

Коронационный портрет Екатерины II. К моменту восшествия на престол её фаворитом был Григорий Григорьевич Орлов. Ф. Рокотов. 1763 г.

Отношения между Екатериной Алексеевной, будущей императрицей, и ее царствующим супругом Петром III, кажется, всегда были откровенно плохими, по крайней мере — прохладными. Или, пока не случился роковой конфликт, приведший к гибели императора, вполне нейтральными?

Любви между ними не было. Первых своих «министров удовольствий» Екатерина стала заводить еще при жизни супруга, к чему он относился равнодушно. А потом… Можно ли с уверенностью сказать, что Екатерина приложила руку к убийству мужа? Во всяком случае — это было ей точно на руку.

Портрет Петра III кисти неизвестного художника из замка Грипсхольм, Национальный музей Швеции

Правда, те, кто стояли у трона, наивно полагали, что Екатерине достанутся лишь представительские функции. А править-то будут они. Но нет. «Ich will regieren». Екатерина ясно дала понять, что править будет она.

Однако Екатериной Великой — а не просто Екатериной Второй — стала она, конечно, далеко не сразу. На это потребовалось по меньшей мере десять лет.

«Она сделала себя сама», — говорит Курукин.

Когда надо, она умела быть очаровашкой. Но характер у нее был скорее мужской.

Не задались отношения не только с мужем, но и с сыном. Плохая мать, Екатерина Павла испортила. Слишком долго он ждал чего-то, не имея реальных перспектив.

Павел I. В. Боровиковский. 1796 г.

Так они вступили в конфронтацию. Известны ли другие случаи столь острого соперничества родителя и его ребенка? Петр Первый и царевич Алексей? Но, позвольте, — то двое мужчин. А тут — мать и дитя… (Правда, ее мужской характер…)

Павел действительно был ее соперником. Ведь она, по сути, лишь немецкая принцесса. Он — законный наследник. Но она забрала всю власть себе.

С какого-то момента Екатерина сделала ставку на горячо любимого внука — этого загадочного сфинкса Александра. Но разве можно было передать ему власть, минуя Павла? Комбинация оказалась сложной, неразрешимой — даже для такого гениального политика, как Екатерина.

Как Павел, лишенный отца, взирал на всех этих бесконечных фаворитов матери? Понимал ведь, что едва ли отец и вправду скончался от геморроидальных колик, как значилось в официальных отчетах. Пытался ли отомстить? Испытывали ли он… не Эдипов комплекс, конечно, но нечто подобное?..

Екатерина надеялась было вылепить из своих фаворитов единомышленников. Но получалось так, что в эпоху блистательного заката фаворитизма в России эти приближенные самостоятельной роли уже практически не играли. И не имели собственного мнения.

Тогда какие же это единомышленники, если они не могут сделать критических замечаний? Не единомышленники, а только поддакивающие болванчики.

(«…она, как карточный игрок, получив очередного джокера, стремилась сделать из него не просто валета-слугу, исполнявшего ее прихоти, а единомышленника, разделявшего ее интересы и чаяния…» Но ведь «джокер» — это шут. Тоже слуга, но слуга особенный: шуту дозволялось говорить то, за что другим король или королева отрубили бы голову…)

В государственном управлении участия они не принимали. Не то что Эрнст Иоганн Бирон (с его биографией Курукин в свое время дебютировал в серии «ЖЗЛ») при Анне Иоанновне, Иван Иванович Шувалов при Елизавете Петровне!

С Екатериной на равных был только Потемкин. Он — смог перерасти статус просто фаворита. Он стал ее фактическим соправителем.

Григорий Александрович Потемкин, крупнейший государственный деятель Екатерининской эпохи и тайный муж императрицы, поставлял ей фаворитов. И. Лампи-старший. 1780-е гг.

А вот с самым первым, Григорием Орловым, не получилось. Красавец мужчина, бравый вояка — но никак не государственный деятель. Он к этой роли и не стремился.

Курукин пишет о гипотетическом тайном венчании Екатерины с Потемкиным. А могла ли она во второй раз выйти замуж официально? Нет, немыслимо! Немыслимо, чтобы императрица вышла за подданного. Императрица не может быть, например, madame Орловой.

А выйти за другого монарха, более или менее ей равного?..

Изучая список фаворитов Екатерины, пытаешься понять — по каким критериям (в целом) она их отбирала? Если Орлов и Потемкин — статные мужчины в расцвете сил, то со временем вкусы императрицы будут меняться. Рядом с нею всё чаще будут оказываться субтильные мальчики, ни разу и близко не бывавшие на поле боя. И разница в возрасте — постоянно росла.

Григорий Орлов, непревзойденный организатор придворных празднеств, в 1766 году в конной «карусели» возглавил «римскую» команду. В. Эриксен. 1766—1772 гг.

Что входило в круг их обязанностей?

Была ли у претендента возможность отказаться от столь высокой чести?

Скованы ли они были? Ревновала ли Екатерина?

После окончания фавора Петр Васильевич Завадовский руководил созданием системы образования. И. Лампи-старший. 1795 г.

Петр Завадовский был, кажется, единственным, кто по-настоящему был в нее влюблен. Но он-то и оказался ей не нужен.

Александр Дмитриев-Мамонов заскучал и… женился на фрейлине. Причем все объясняли ему, что он дурак. Сама же Екатерина ему ничего не сделала. Получается, так было можно? Получается, фавориты ничем не рисковали, а могли только приобрести?

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов сопровождал государыню. М. Шибанов. 1787 г.

Наверняка многие мечтали о такой удаче.

Потемкин, кажется, и сам не знал, сколько у него поместий. Мешки с деньгами стояли у него в передней. Он подходил и просто загребал деньги шляпою.

Александр Ланской, напротив, получил до обидного мало. Впрочем, как недавно выяснил Курукин, работая в одном из архивов, он, по свидетельству очевидца, всё же был увешан брильянтами, словно новогодняя елка.

Потребительским ли было отношение обеих сторон?

Александр Дмитриевич Ланской искренне разделял интеллектуальные и художественные увлечения государыни. Д. Левицкий. 1782 г.

Надо понимать, что эти люди из высшего света — тем более августейшие особы — жили жизнью, непохожей на нашу. (Курукин, как будто живущий сейчас в XVIII веке, признается, что даже он не во всем их понимает.)

Это мы приходим к себе в квартиру и вольны делать, что хотим. Можно водочки выпить, можно на люстре повисеть. А они жили во многом по протоколу. Отношения были регламентированы. У каждого были свои апартаменты. Супруги виделись в общем-то редко. Думаю, многие бывали во дворцах — петербургских, московских. Видели, что это — не наши квартиры: сплошь проходные комнаты, залы, где почти нельзя было остаться одному.

Игорь Курукин

После французской революции, наполеоновских войн выросло другое поколение. И уже в XIX веке старожилы вынуждены были объяснять нравы екатерининской эпохи. «Один старый царедворец рассказывал, что никто не обращал внимания на то, что очередной мальчик спит с Екатериной. Уважался выбор великой императрицы», — продолжает Курукин.

Средний цикл «жизни» фаворита при Екатерине составлял несколько лет?

Семеро фаворитов пережили свою благодетельницу. Платон Зубов участвовал потом в убийстве Павла I. Истерик, неврастеник, Павел, однако, отнюдь не был идиотом. И всё же, как и его отец (а Петр III, вопреки грязным инсинуациям, скорее всего, действительно был его отцом), Павел оказался непригоден для занимаемой им «должности».

Художник польстил Платону Зубову, изобразив его не блестящим придворным, а государственным деятелем, вершившим судьбы стран и народов. И. Лампи-старший. 1793 г.

Он попытался разломать всё, что так долго выстраивала в этой стране его мать. А смыслом реформ Екатерины было создание в России того, что ныне мы называем гражданским обществом.

Репрессиям со стороны Павла никто из бывших фаворитов не подвергся. А зачем? Они ни на что не претендовали. Как не претендовали даже внебрачные дети Екатерины — Алексей Бобринский (сын от Григория Орлова), Елизавета Григорьевна Темкина. Последняя, впрочем, дочь Потемкина — да. Но Екатерина ли была ее матерью?

Достоверно известно, что детей у Екатерины было трое: Павел, рано умершая девочка и Бобринский. А судьбой Темкиной она никогда не интересовалась.

Внебрачный сын Екатерины и Григория Орлова Алексей Бобринский. Ф. Рокотов. Середина 1760-х гг.

Эти дети получали все привилегии, были, несомненно, частью элиты, но к правящей династии никакого отношения не имели.

Осознанным ли было для Екатерины рождение таких детей? Может быть, после Павла она хотела еще ребенка — от любимого мужчины?

Рекомендуется к прочтению поздней весной в дворцовых парках под Петербургом…

«Да, характер у Екатерины был мужской, — подытоживает Курукин. — И она была очень храброй…»