«Тайна архитектора № 1»
К 150-летию со дня рождения выдающегося архитектора Алексея Щусева (8 октября) увидел свет документальный фильм, основанный на книге Александр Васькина.
Его можно посмотреть на сайте Первого канала.
При упоминании Алексея Викторовича Щусева (1873—1949) сразу же приходят на ум Мавзолей Ленина, гостиница «Москва» или Большой Москворецкий мост…
Патриарх отечественной архитектуры, четырежды лауреат Сталинской премии, именем которого назван главный в стране музей зодчества. Однако это лишь часть жизни великого архитектора. Вернее, другая жизнь. В первой — он был главным зодчим Священного Синода. Марфо-Мариинская обитель, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, комплекс храмовых построек в итальянском городе Бари, — всё это тоже Алексей Щусев.
Смотрите также: Александр Васькин: «Главным для Щусева была самореализация»
Так какой же из этих Щусевых настоящий, искренний в своем творчестве? Тот, что стал звездой храмовой архитектуры, пионером «неорусского» стиля, о котором сказал Василий Розанов: «Вполне русское, строжайше православное, типично народное». Или всё же Щусев — убежденный апологет сталинского ампира?
Алексей Щусев и Михаил Нестеров в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. 1911—1912 гг.
(Из книги А. А. Васькина «Алексей Щусев: Архитектор № 1»)
Специально для съемочной группы Третьяковская галерея и Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева раскрыли ценнейшие архивы. Из них удалось узнать, например, за что Щусева ценил император Николай II и сколько денег лежало на банковском счете архитектора к началу Октябрьской революции.
Оказывается, в своей другой, досоветской жизни, которую сам Щусев тщательно скрывал, он успел стать любимым архитектором семьи Романовых, которая охотно жертвовала на храмовые постройки по всей России и не только. В итальянском городе Бари архитектор создал подворье храма Николая Чудотворца, на строительство которого русский император пожертвовал 10 тысяч рублей. Ежегодно сюда приезжают паломники со всего мира. Интересна судьба этого комплекса зданий. Во время Первой мировой здесь размещался Красный Крест, затем подворьем распоряжался городской муниципалитет. Лишь в 2009 году итальянские власти вернули России и церковь, и комплекс зданий как правопреемнице Российской империи.
Смотрите также: 150-летие Щусева в МИА «Россия сегодня»
Псков. Крохотная часовня у Ольгинского моста через реку Великую. Сейчас мост реконструируют. Часовня, расположенная в 30 метрах от железобетонных конструкций, под угрозой разрушения. Ее планируют перенести на другое место, но дальше планов дело пока не идет. В это сложно поверить, но Анастасьевскую часовню уже один раз передвигали, в 1970 году. Правда, тогда, за неимением нужной техники, ее пришлось распилить по горизонтали. Этот маленький шедевр архитектуры — дело рук Алексея Щусева.
Деревянный Мавзолей, возведенный на Красной площади по проекту А. В. Щусева к 27 января 1924 года, дню запланированных похорон В. И. Ленина
(Из книги А. А. Васькина «Алексей Щусев: Архитектор № 1»)
Дореволюционное прошлое Алексея Щусева всё же догнало его в грозовом 1937 году. Недоброжелатели в прессе постарались выставить автора проекта Мавзолея Ленина «врагом народа»: «…Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями…». Целый год Щусев провел в ожидании ареста… Есть несколько версий его счастливого спасения, но, скорее всего, здесь сыграл не последнюю роль Лаврентий Берия, который, будучи поклонником работ Щусева, произнес: «Вы нам еще пригодитесь».
Этот неожиданный поворот судьбы, возможно, научил Щусева дополнительной осторожности. Но, что самое важное, не сделал его безмолвным и запуганным «винтиком». Щусев бесстрашно вступался за многих, кто попал в застенки. Он писал в защиту историка Габричевского, художника Нестерова, реставратора Барановского и других. Многим из них он помог.
Изучение «личного дела», фотографий и переписки зодчего проливает свет на неизвестные эпизоды биографии, в частности, его семейной жизни, которую он тщательно скрывал от всех. У Алексея Щусева и его жены Марии было четверо детей. Одного ребенка они потеряли в 1918 году, затем несчастья посыпались одно за другим. Старший сын Петр, в котором родители видели талантливого художника, тяжело заболел и был определен в специальную клинику, а дочь Лидия после болезни навсегда осталась инвалидом. За спиной Щусева многие злословили, называя эти беды расплатой за то, что Щусев якобы «изменил себе», когда взялся за постройку Мавзолея Ленина.
Дочь Лидия. Рисунок А. В. Щусева. 1924 г.
(Из книги А. А. Васькина «Алексей Щусев: Архитектор № 1»)
Съемочная группа побывала в родном городе архитектора Кишиневе, в Казани, где недавно случайно раскопали подземный храм авторства Алексея Щусева. Съемки прошли в Марфо-Мариинской обители в Москве, построенной архитектором по просьбе Великой княгини Елизаветы Федоровны, в бывшей гостинице «Москва», которая стала одном из символов советской столицы.
Гидами и рассказчиками в фильме стали:
Александр Васькин — писатель, автор книги «Алексей Щусев: Архитектор № 1»
Наталья Шашкова — директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева
Елизавета Лихачева — директор музея им. А. С. Пушкина
Павел Павлинов — внук художника Евгения Лансере
Анатолий Повестка — директор мемориального дома-музея Алексея Щусева
Юлия Старостенко — главный научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева
Людмила Шумская — искусствовед
Никола Страдиотти — архивариус (город Бари, Италия)
и многие другие
Автор сценария:
Марина Светлая
Режиссер:
Олег Курамшин
Продюсеры:
Андрей Сысоев, Людмила Снигирева, Олег Вольнов
Производство:
ООО «Студия Премьера»