Ваша корзина пуста
серии
Теги

«…веселый, пестрый, амфитеатр Ялты…»

В июне 1898 года молодой поэт Иван Бунин отдыхал в дачном поселке Люстдорф под Одессой. Жизнерадостная атмосфера уютного приморского уголка  во многом соответствовала его названию – с немецкого Люстдорф переводится, как «веселое село». В одном из писем брату Юлию Бунин писал: «Тут живет теперь еще Куприн, очень милый и талантливый человек. Мы купаемся, совершаем прогулки и без конца говорим…». На тот момент Александру Ивановичу Куприну было без малого 28 лет. Он приобретал первый литературный опыт, работал репортером в газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», «Киевлянин». В 1896 году его газетный цикл «Киевские типы» вышел отдельным изданием. Это была первая книжка Куприна. В ней было всего 24 странички. Чтобы выйти на новый уровень литературного мастерства в жизни молодого автора должны были произойти какие-то важные события. Они случились в Ялте. Отправимся на южный берег Крыма и мы, выбрав в качестве надежного навигатора книгу Виктории Миленко «Куприн: Возмутитель спокойствия».

Ялтинский причал. В поисках вдохновения множество талантливых и энергичных людей стремятся выйти на берег Черного моря именно в Ялте…  

Название Ялта произошло от греческого слова “ялос” – берег. Старинная легенда рассказывает о том, как однажды в Черном море заблудились греческие моряки. Неприветливое штормящее море было для путешественников  чужим и негостеприимным. Они так и называли его – Понт Аксинский(Негостеприимное море). И когда не оставалось больше надежд на спасение, впереди, после долгого тумана, вдруг засияли вершины гор.  «Ялос!» – прохрипел впередсмотрящий. Берег…

Легенда о происхождении названия Ялты выглядит во многом символичной и для творческой биографии Александра Ивановича Куприна. Несколько лет он метался по бурлящему литературному морю – работа журналистом, сочинение первых рассказов. И вот наконец его прибило к надежному твердому берегу, на котором его встретил опытный и мудрый проводник, которым оказался Антон Павлович Чехов.

Гостиница «Мариино» на ялтинской набережной. Это здание помнит Чехова и Куприна. Антон Павлович жил в этой гостинице в 1899 году. А Куприн, приезжая в Ялту, не раз проходил мимо нее во время своих прогулок по набережной

Историю Ялты можно условно разбить на два больших периода – до приезда Чехова в этот райский уголок крымского полуострова и после. В 1783 году, ко времени присоединения Крыма к России, Ялта представляла собой крохотное рыбацкое поселение из 13 домиков и военного редута, сооруженного А. В. Суворовым в 1771 году. Судьба Ялты изменилась после покупки императором Александром II Ливадии и создания в 60-х годах XIX века летней царской резиденции. Ялта стала самым модным курортом России. В центре городка растут, как грибы, элегантные гостиницы, частные пансионы, модные магазины, роскошные рестораны и уютные кафе.

Чехов приехал в Ялту 18 сентября 1898 года и снял две комнаты на частной даче, стоявшей в цветущем саду. Разросшийся город-курорт, с его большими отелями, пальмами, кактусами и синим морем, казался ему несколько искусственным – словно театральная декорация. Ежедневно прогуливаясь вдоль берега, он добрел как-то до лавки Синани – интеллектуального центра Ялты. Именно здесь, где торговали и книгами, и табаком, в магазинчике под названием «Русская избушка», собирались обычно приезжие артисты и писатели. Среди многих других Чехов повстречал у Синани молодого поэта Константина Бальмонта, певца Шаляпина, композитора Рахманинова, который посвятил ему свою «Фантазию для оркестра», вдохновленную чеховским рассказом «На пути».

Фрагмент памятника «Антон Чехов и дама с собачкой»

Виктория Миленко в книге «Куприн: Возмутитель спокойствия» пишет: «На заре наступившего ХХ века Ялта могла похвастаться тем, что здесь совершенно запросто можно было встретить Чехова. Писатель поселился в Крыму по настоянию врачей, страшно скучал и оживлялся обычно в пасхальные каникулы, когда в город съезжались друзья и коллеги.

В дореволюционной России, заметим, понятие сезона было другим: загар считался дурным тоном, поэтому в Крым по обыкновению ездили весной, в апреле – мае. Ехали за морским воздухом, за нужными знакомствами, за курортными романами. Цвет общества дефилировал по набережной, оживавшей после зимней спячки, встречавшей птичьим разноголосием, цветущим миндалем и вишней…».

Дом-музей А. П. Чехова (знаменитая «белая дача» в Аутке) в Ялте

В 1899 году на окраине Ялты, носившей название Аутка, Чехов построил дом, в котором провел последние годы жизни вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. По свидетельству Александра Ивановича Куприна, чеховская дача была самым оригинальным зданием в Ялте: «Вся белая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, она походила бы на здания в стиле модерн, если бы в ее плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. Дача стояла в углу сада, окруженная цветником».

Приезд Чехова в Ялту заметно повысил интеллектуальный тонус курортного города. Гостями его дачи были И. И. Левитан, И. А. Бунин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, артисты Московского Художественного Театра. Стал собираться на южный берег Крыма и Александр Иванович Куприн. От старших товарищей по «писательскому цеху» он получил ценные инструкции по поводу того, как быстро стать своим в «чеховской Ялте».

Одна из комнат чеховского дома в Ялте

«Прежде всего нужно как можно чаще бывать у Чеховых и коротко сойтись с Марией Павловной и Евгенией Яковлевной, матерью писателя. Не потому, что они имели на Чехова какое-то решающее влияние (почти не имели), а чтобы поближе подойти. За трапезой следует говорить о литературе и льстить Чехову, лучше за глаза, потому что он этого не любил, а сестра и мама – любили. Далее нужно подружиться со всеми, кто входил в круг ялтинского общения Чехова. В первую очередь с семьей его лечащего врача Сергея Яковлевича Елпатьевского, довольно известного литератора. И, конечно, необходимо бывать там, где бывают все “настоящие писатели”: в кондитерской Верне и в книжной лавке Синани. Нечего и говорить, что там постоянно бывает Антон Павлович», – пишет Виктория Миленко.

Южный берег Крыма очаровал Куприна и надолго вошел в его душу и творчество. Географические названия окрестностей Ялты часто мелькают на страницах его произведений – Форос, Алупка, Мисхор и множество других. Главная природная достопримечательность Ялты горная вершина Ай-Петри (Святой Петр) высотой 1234 метра упоминается в знаменитом рассказе Куприна «Белый пудель»: «А над темными кустами и над синеватыми шапками дальних лесов возвышался, упираясь своими двумя зубцами в небо, Ай-Петри – такой легкий, резкий, воздушный, как будто он был вырезан из гигантского куска серебряного картона». В рассказе «Морская болезнь» Александр Иванович создал яркую и живую панораму Ялты: «Густой парк Ореанды, благородные развалины Мраморного дворца, красный дворец Ливадии, правильные ряды виноградника на горах, и вот, наконец, включенный в подкову гор, веселый, пестрый, амфитеатр Ялты, золотые купола собора, тонкие, стройные, темные кипарисы, похожие на черные узкие веретена, каменная набережная и на ней, точно игрушечные, люди, лошади и экипажи».

Гора Ай-Петри – вид из Воронцовского парка в Алупке. Упоминается в рассказе Куприна «Белый пудель»

Но этим произведениям еще только предстоит быть написанными в 1903 и 1908 годах, а десятого апреля 1901 года Куприн прибыл в Ялту и на следующий день в книжной лавке Синани сделал запись в альбоме почетных гостей: «Вчера приехал в Ялту, а сегодня ездил верхом в Уч-Кош. Великолепно!»

Энергичный и общительный Куприн довольно быстро нашел свое место в «чеховской Ялте». Предоставим слово Виктории Миленко: «У Елпатьевских  Куприн сразу узнал все новости. На Пасху в Ялту приехали Мария Павловна Чехова, Бунин, Миролюбов, а еще Ольга Леонардовна Книппер, актриса Художественного театра. Носился слух: Чехов женится на Книппер! Куприн оказался внутри этой интриги, и, конечно, от всего закружилась голова. Своему киевскому другу Киселеву, который теперь виделся далеким прошлым, он писал: “Горы, море, кипарисы, розы, тополя, татары – красоты неописанные и в таком количестве, что охлебаешься… Я живу, работаю, обжираюсь, знакомых миллион”. Так и тянет прибавить: с самим Чеховым на дружеской ноге».

Гора Ай-Петри – вид из Воронцовского парка в Алупке. Упоминается в рассказе Куприна «Белый пудель»

В этот момент Чехов берет Куприна под свое покровительство. Виктория Миленко пишет об этом так:

«Александр Иванович снимает, по его словам, “комнатушку в шумной и многочисленной греческой семье”, в доме неподалеку от чеховского, при случае жалуется Антону Павловичу, что работать там совершенно невозможно. А Чехов возьми да и скажи, чтобы он “непременно приходил к нему с утра и занимался у него внизу, рядом со столовой”:

“Вы будете писать внизу, а я вверху, – говорил он со своей очаровательной улыбкой. – И обедать будете также у меня. А когда кончите, непременно прочтите мне или, если уедете, пришлите хотя бы в корректуре”» («Памяти Чехова», 1905»).

Портрет писателя из коллекции Дома-музея А. П. Чехова в Ялте

В наше время широко распространены два модных термина – тренинг  и мастер-класс.  Занятия Куприна в Ялте вполне соответствуют значению этих слов.  Тренинг Александра Ивановича состоял в том, что на южном берегу Крыма он постоянно набивал свою писательскую руку, всеми силами стараясь выйти на более высокий уровень литературного профессионализма. Чехов выступил в роли «играющего тренера» и провел с Куприным мастер-класс – помог молодому автору написать рассказ, над которым тот усердно работал под крышей гостеприимной дачи в Аутке. В книге «Куприн: Возмутитель спокойствия» Виктория Миленко сообщает:

Набережная. Ежегодно в Ялту приезжают тысячи молодых, талантливых и энергичных людей,  чтобы осуществить самые важные свои идеи и проекты. В этом они чем-то похожи на Александра Ивановича Куприна

«Так и вышло, что Антон Павлович принял живое участие в рассказе, который писал в его доме Куприн. Это была история циркового атлета, умирающего от разрыва сердца в своей костюмерной после поединка…   <…> Куприн знал цирк, а Чехов написал ему медицину. Кроме того, оказал Александру Ивановичу протекцию, о которой тот не мог даже мечтать. Чехов показал рассказ, получивший название “В цирке”, Льву Толстому, приехавшему осенью 1901 года на отдых в Крым. Не только показал, но и написал Куприну: “Дорогой Александр Иванович, сим извещаю, что Вашу повесть ‘В цирке’ читал Л. Н. Толстой и она ему очень понравилась (выделено Чеховым – В. М.)…”  <…>  Рассказом “В цирке” завершился начинающий, провинциальный, робкий литератор Куприн и начался новый, уверенный в себе, подающий большие надежды столичный писатель. Рассказ был напечатан в журнале “Мир Божий” в первом, январском номере за 1902 год».

Так закончилась первая ялтинская страница крымского этапа творческой биографии замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна. Впереди было «затворничество» на даче в Мисхоре и работа над повестью «Поединок», а также бурный роман с Балаклавой. Но это уже совсем другая история… 

Текст и фото: Вадим Рутковский

Библиография

  1. Миленко В. Д. «Куприн: Возмутитель спокойствия»; Москва, издательство «Молодая гвардия» (серия «ЖЗЛ»), 2016 год;
  2. Анри Труайя «Антон Чехов»; издательство «Амфора»; Санкт-Петербург, 2015 год;
  3. Олег Урденко и Александр Якушенко «Золотая середина земли. Крым»; издательство «Мир информации», Симферополь, 2013 год;
  4. Тарасенко Д. Н. «Южный берег Крыма»; издательство «Бизнес-Информ»; Симферополь, 2010 год;
  5. Бабореко А. К. «Бунин: Жизнеописание»; Москва, издательство «Молодая гвардия» (серия «ЖЗЛ»); 2009 год;
  6. Куприн А. И. рассказ «Белый пудель»; цитата дана по изданию Куприн А. И. «Повести и рассказы»; Москва, издательство «Художественная литература» (серия «Классики и современники»), 1986 год;
  7. Чехов А. П. «Дама с собачкой»; Москва, издательство «Эксмо»; 2014 год;
  8. Куприн А. И. «Морская болезнь»
  9. Кесмеджи П. А., Кесмеджи Г. П. «История княжества Феодоро. Греческая топонимика Крыма»; издательство «Крымучпедгиз»; Симферополь, 2011 год.